Ирина Картамышева
Организация игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях наблюдаются невнимательные, дезорганизованные, неусидчивые, тревожные дети. У некоторых дошкольников потребность в движении достигает патологического уровня. Таких детей характеризуют гиперактивными.
Гиперактивность – одно из патологических проявлений, являющееся частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гипереактивностью» (СДВГ). Основные проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.
Темочки:
Организовывать игровую деятельность ребенка с СДВГ необходимо с подбора интересных для него игровых упражнений. Важно не перегружать малыша однообразными заданиями на протяжении долгого времени и чередовать малоподвижные и подвижные игры. Сложность занятий следует повышать постепенно. Рекомендуется хвалить и поощрять дошкольника за хорошее поведение и выполненные задания, что поможет сохранить интерес малыша к обучению. Необходимо также повышать самооценку ребенка, но заслуги его рассматривать адекватно – не преувеличивать, заниматься различными играми и физической нагрузкой. Игрушки лучше хранить в специальных коробках, чтобы ребенок не отвлекался на них во время занятий. Главное, запретить, себе ругать малыша и критиковать его при неправильном выполнении задания или поручения и помогать, ему исправлять ошибки. Заниматься с ребенком нужно регулярно и ответственно. Каждый навык развивать специальными играми и упражнениями. Выбирать игрушки, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы, общения, поведения и психических процессов. Эффективны игрушки и игры, помогающие малышу успокоиться, снять напряжение и степень возбуждения; развивать пространственное восприятие; способствовать сенсорной интеграции.
Предлагаю игры для коррекции СДВГ у детей старшего дошкольного возраста, направленные на быстрое обучение малышей контролю над своим вниманием и действиями.
Упражнение «Нарисуй самого себя»
Цель: разглядывание самого себя, осмысление собственной личности.
Материалы и оборудование: краски, кисточки, альбомные листы.
Инструкция.
Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя в трёх зеркалах: в зелёном, какой он есть; голубом – таким, каким, он хочет быть. В красном зеркале малыш изображает себя таким, каким его видят друзья.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие зрительного восприятия, умения концентрировать внимание. Условия игры. Попросить ребенка нарисовать любую простую картинку (дерево, дом, мячик, кошечку…., передать ее взрослому и отвернуться. Взрослый должен дорисовать несколько деталей и вернуть малышу картинку. Попросить ребенка заметить и рассказать, что изменилось на рисунке. Продолжая игру, ребенок и взрослый меняются ролями.
Игра «Изобрази позы!»
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Условия игры. Выбирается водящий. Участники показывают водящему разные фигуры, позы зверей, птиц, профессии. Водящий запоминает то, что изображали игроки, затем отворачивается. В этот период играющие меняют позиции. Водящий должен показать, кто как стоял.
Игра «Солнышко и мороз»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Условия игры. Дети становятся полукругом. Взрослый дает команду: «Солнышко!» Дети улыбаются, делают мягкие движения всем телом, играют, веселятся. По команде «Мороз» дети застывают в позе, в которой находились, сильно напрягая все тело.
Игра «Охота совы»
Цель: развитие внимания, воображения.
Выбирается сова. Дети изображают птичек. По команде взрослого: «День» сова садится в свое гнездышко (обруч) и закрывает глаза, а дети бегают по комнате. Взрослый произносит: «Ночь», малыши приседают и сидят тихо, не двигаются, а сова отправляется на охоту, высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уносит их к себе в гнездо.
Игра «Угадай, что исчезло»
Цель игры: развитие внимания, зрительной памяти.
Ход игры: Выложить перед ребенком 6 игрушек или каких-либо предметов. Попросить малыша запомнить все, что он видит, а потом отвернуться. Добавить или убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что появилось или что исчезло. Постепенно количество игрушек увеличивать до десяти.
Игра «Где спрятана игрушка?»
Цель: развитие концентрации внимания.
Материал: 5 коробочек разной величины или разного цвета, маленькие игрушки.
Ход игры: Взрослый на глазах ребенка кладет игрушку в один из коробков. Затем медленно передвигает коробочки и просит малыша определить, в каком коробке спрятана игрушка. В дальнейшем добавляется до 10 разных коробочек.
Игра «Запомни символы»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход игры: ребенку предлагается запомнить 6 невербальных символов, изображенных на карточках. Время для запоминания 30-40 секунд. Затем карточки убирают, дошкольник должен воспроизвести на альбомном листе символы по памяти. Затем снова показывают малышу карточки, и он сверяет правильность запоминания.
Игра «Хлопай, топай, приседай»
Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.
Взрослый будет произносить различные слова и предлагает ребенку хлопать в ладоши, если услышит название цветка; топать ногами, если услышит название животного и приседать, если услышит название фруктов.
Игра «Пропусти число»
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход игры: Взрослый называет вразброс цифры до 10. Если называет цифру 4, детям нужно встать, если произносит цифру 5, нужно поднять две руки вверх.
Игра «Мы ходили в магазин и купили там….»
Цель: развитие слухового внимания.
Взрослый или кто-то из детей начинает игру: «Мы ходили в магазин и купили там огурцы». Второй ребенок продолжает: «Мы ходили в магазин и купили там огурцы и апельсины». Третий участник игры повторяет все то, что купили раньше и добавляет еще слово – свою покупку. Участников игры не должно превышать 10 человек.
Игра «Расскажи, что и как было»
Цель: развитие слухового внимания.
Дети вместе собирают сложные сюжетные картинки и запоминают все детали рассказа о приключении их героев. Затем взрослый задаёт вопросы по этим картинкам.
У многих детей синдром дефицита внимания и гиперактивности выявляют в раннем возрасте, и если не проводить коррекцию, вряд ли, что он пройдет сам собой. Зачастую, данное расстройство продолжает проявляться в подростковом и даже в зрелом возрасте. Важно вовремя заметить и диагностировать это нарушение. Опыт работы в ДОУ показывает, что при специальной психолого-педагогической поддержке гиперактивный ребенок преодолевает проблемы в общении, умеет длительно концентрировать внимание на каком-либо действии, контролировать свои эмоции. Дошкольник с СДВГ становится более усидчивым и внимательным, лучше запоминает, чувствует себя принятым, понятым, любимым.
Список использованной литературы:
1. Аверин, В. А. Психология развития детей дошкольного возраста: [Текст]: учебное пособие – 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин. – М. : Академия, 2011. - 276 с.
2. Альтхерр, П. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития [Текст] / П. Альтхерр, Л. Берг. - М. : Академия, 2011. – 160 с.
3. Бадалян, Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей [Текст] / Л. О. Бадалян // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - СПб. : Питер, 2010. - 95 с.
4. Глушкова, Г. И. Игра или упражнение [Текст] / Г. И. Глушкова // Журнал Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. - С. 29 - 34.
5. Дробинская, А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания [Текст] / А. О. Дробинская // Дефектология, 1996. - №3. – с. 72-74
6. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.