Светлана Александровна Бушуева
Использование синтеза искусств на занятиях по художественно-эстетическому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Использование синтеза искусств на занятиях по художественно-эстетическому развитию дошкольников"
Выполнила: Бушуева Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский Сад № 412 г. Челябинска"
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой интеллектуально-развитой личности. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – это важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. На это указывают исследования ученых психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона о психологической природе детского творчества и его развития средствами искусства, а также исследования Т. С. Комаровой, Л. В. Куцаковой, Б. М. Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.
Публикация «Использование синтеза искусств на занятиях по художественно-эстетическому развитию дошкольников» размещена в разделах
Искусство способствует познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, музыке, литературе. Поэтому актуальной сейчас является проблема синтеза различных видов искусства и её влияние на всестороннее развитие ребёнка.
Синтез искусств - интеграция творческих видов деятельности; гармоничное сочетание произведений разных видов искусства с целью создания условий для более целостного восприятия и понимания эстетической картины мира.
Синтез искусств обусловливает их взаимообогащение, усиливает познавательные и воспитательные возможности искусства, способствует обогащению общего и художественного развития дошкольников, развитию их художественного восприятия и творчества.
Использование синтеза искусств в процессе художественно-эстетического развития оказывается оправданным и эффективным ещё и потому, что во всех видах художественно-творческой деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования творческих способностей детей. Речь идет о восприятии, наглядно-образном мышлении, опирающемся на зрительные представления, воображении, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность.
Примерное занятие по художественно-эстетическому развитию с использованием приема синтеза искусств (с осуществлением подбора музыкального, зрительного и литературного рядов в соответствии с темой занятия) может выглядеть следующим образом:
Тема занятия : «Цветы сказочной Весны»
Рисование гуашью ватными палочками (для создания образов множества мелких цветов в траве и на деревьях)
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»); А. Вивальди «Весна» (из сочинения «Времена года», Э. Григ «Утро». **Используются музыкальные произведения с аранжировкой для детей.
Зрительный ряд: И. И. Левитан «Цветущие яблони»; иллюстрации Ю. Васнецова (на которых встречаются изображения цветов).
Литературный ряд: И. Токмакова «Весна», Е. Благинина «Прилетел журавушка».