Марина Петрова
Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР
Дети в настоящее время мало используют различные фольклорные формы в конкретных речевых ситуациях; путают между собой пословицы и поговорки; очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц; допускают ошибки в образовании разных грамматических форм.
Публикация «Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Включение малых жанров фольклора (пословиц, поговорок) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: развитие у детей фонематического слуха, так как в них используют особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук.
Цели и задачи данного направления работы:
1. Познакомить с жанром устного народного творчества - пословицы и поговорки.
2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.
3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
4. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи.
5. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей.
6. Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам.
7. Формирование грамматического строя речи, связной речи, развитие речевой активности у детей с ОНР.
8. Формирование понимания многозначности слов, развитие красочности и связности высказывания.
Приёмы:
- разбор пословицы или поговорки;
- четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;
- формирование правильного понимания значения пословицы;
- подбор пословицы к содержанию, идее определенной сказки (когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок,
- иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки (умение передать художественный образ в рисунке расширяет возможность его выражения в слове,
Формы и виды работы с детьми
1. Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.
2. Разучивание и чтение пословиц и поговорок.
3. Формирование самоконтроля за звуконаполняемостью слов сложной звуко-слоговой структуры в процессе проговаривания пословиц и поговорок.
4. Совместное изготовление с детьми схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.
5. Чтение пословиц и поговорок с отстукиванием, отхлопыванием, отшагиванием ритма.
6. Пропевание пословиц и поговорок с отстукиванием ритма.
7. Выполнение детьми в игровой форме сочетанных артикуляционных, пальчиковых, дыхательно-координационных и голосовых упражнений с использованием пословиц на занятиях и в повседневной жизни.
8. Рисование, аппликация, лепка по мотивам сюжетов пословиц и поговорок. Создание коллажей, альбомов, книжек–самоделок, настольных игр.
9. Звуко-слоговой анализ слов на материале пословиц и поговорок на логопедических занятиях и на занятиях по обучению грамоте.
10. Чтение пословиц и поговорок с использованием схем мнемотехники.
11. Составление рассказов, сочинение сказок по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.
12. Участие в играх–инсценировках, спектаклях по сочинённым сказкам с использованием игрушек, пальчикового театра, театральных костюмов. Обыгрывание пословиц и поговорок в ролевых играх: «Семья», «Дружба», «Школа» и др.
13. Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки и др.
14. Театрализованная деятельность «Делу – время, потехе - час».
15. Экологические акции: «Красна весна цветами, а осень плодами», «Каков уход - таков и плод».
17. Продуктивные виды деятельности: «Была бы охота, наладится любая работа», «Терпение и труд все перетрут», «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).
18. Выставка рисунков «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
19. Решение ребусов и кроссвордов: «Ко всякому делу разумный подход».
20. Конкурс-смотр: «Не говори, что делал, а покажи, что сделал».
21. Создание банка пословиц и поговорок.
22. Неделя с пословицей:
• Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.
• Рисование по пословице.
• Разговор о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословицы.
• Знакомство с пословицами других народов, созвучными с этой пословицей (русскими, белорусскими и др.
Некоторые примерные задания для детей
Обсуждение вопросов с детьми
• О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;
• В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
• О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;
• О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
• От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?
Творческие задания
1. Предложить детям составить правила к поговорке «В правде – сила».
Например: дошкольники могут предложить:
1. Говори всегда правду.
2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.
3. Не обращай свою вину на других.
4. Помогай говорить правду своим близким.
5. Учи говорить правду младших по возрасту.
2. «Подбери слово».
Не заживает рана от плохого…
Слово… каждому приятное.
Кто… тот людей смешит.
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.
3. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»
— одинокий муравей;
— бабочка без цветов;
— одна звезда на небе;
— один цветок в поле.
4. «Какая пословица лучше»?
Взрослый читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун». Педагог предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.
Игровые упражнения:
1) «Подбор пословиц к сказкам».
Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.
Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».
Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».
У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».
Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».
2) «Спор друзей». Взрослый рассказывает детям, что друзья, когда шли на день рождения, начали спорить: «Какая пословица лучше?» - «Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей», «Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей», «Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей». Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
3) «Умницы и умники». Взрослый предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает»: «Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня»». После прочитанного рассказа логопед спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.
Инсценировка пословиц
Педагог предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.
Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:
• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»
• Миша увидел в магазине конструктор лего. Он попросила папу его купить. Папа купил лего и принес домой. Миша поиграл с ним, а убирать не захотел. Тогда папа сказал ему: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа работает полицейским. Когда я вырасту, я тоже буду работать в полиции, как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи»
Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.
Использование пословиц и поговорок во время автоматизации звуков на уровне предложения:
Звуки «Д – Дь» – «Жизнь дана на добрые дела», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего».
Звуки «К – Г» – «Кончил дело – гуляй смело».
Звук «Ч» – «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Под лежачий камень вода не течет», «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Звук «Ш» – «Шила в мешке не утаишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Поспешишь, людей насмешишь», «В гостях хорошо, а дома лучше».
Звук «М» - «Москва – всем городам мать».
Звуки «Л – Ль» – «Маленькое дело лучше большого безделья».
Звук «К» – «Красна птица пером, а человек умом».
При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, они лучше запомнят сезонные признаки.
Формы и виды работы с родителями
- Творческая мастерская: «Мамины руки не знают скуки».
- Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает». О традициях семейного воспитания.
- Акция: «Без дела жить – только небо коптить». Привлекать родителей к оказанию помощи в изготовлении дидактических игр и пособий по данной теме.
- Информационный стенд для родителей: «Какова яблонька, таковы и яблочки». Из жизни детей в детском саду.
- Семейный коллаж «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи» и др.