Мария Гаврикова
Статья Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Вопрос профессиональной идентичности студентов актуален, но малоизучен. Данная статья посвящается экспериментальному исследованию профессиональной идентичности студентов и анализу полученных результатов.
Публикация «Статья Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Студенты-психологи были выбраны в качестве контингента исследований не случайно. Именно в этой профессии, как ни в какой другой, обретение идентичности является необходимым условием не только плодотворного труда в данной сфере, но и труда вообще.
Цель настоящего исследования – выявление особенностей развития профессиональной идентичности студентов-психологов.
Объектом исследования выступила профессиональная идентичность студентов-психологов, а в качестве его предмета – психологические особенности ее становления и развития.
Выдвинуты следующие гипотезы:
1. Профессиональная идентичность студента и профессиональная идентичность специалиста являются различными психологическими феноменами, требующими отдельного рассмотрения; профессиональная идентичность студента определяется спецификой целевых установок и особенностями учебно-профессиональной деятельности, связанной, в частности, с подготовкой себя к работе психолога, и проявляется в деятельностном, вероятностном, индивидуальном и неравномерном характере своего развития.
2. Студенты с разными уровнями сформированности профессиональной идентичности отличаются по степени выраженности отдельных ее компонентов, а также по своеобразию личностных качеств, мотивации учебно-профессиональной деятельности, смысловых и жизненных ориентаций, выраженности механизмов идентификации и рефлексии.
3. В качестве психологических условий развития профессиональной идентичности студентов вступает формирование адекватного представления о себе как о будущем психологе с осознанием перспектив и жизненных целей, позитивного эмоционального настроя, связанного с переживанием самотождественности, активности, направленной на приобретение профессии; актуализация и развитие механизмов самопознания, самопрогнозирования, идентификации и рефлексии.
Методы исследования : наблюдение, беседы, сочинения студентов, анкетирование, тестирование и др.
Для определения уровня профессиональной идентичности студентов-психологов использовались две основные методики: методика «Личный профессиональный план» (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер) и опросник «Профессиональная идентичность студента» (У. С. Родыгина).
Итак, по результатам корреляционного и факторного анализа всех ответов испытуемых выделились два фактора, контролирующие остальные структурные компоненты.
Первый фактор – «Эмоции от удовлетворенности/неудовлетворенности потребностей человека в данной профессии». У человека имеется набор определенных осознаваемых или неосознаваемых потребностей (физических, материальных, духовных, социальных и других). Выбирая определенную профессию, человек надеется удовлетворить тем самым имеющиеся у него потребности. Когда студент начинает обучаться, более подробно знакомясь с истинным содержанием профессии, он яснее представляет себе, насколько данная профессия способна удовлетворить его потребности и насколько он подходит для данной профессии.
Второй фактор – «Позиция активного/пассивного отношения студента к приобретаемой профессии». Позиция осознанного активного отношения студента к приобретаемой профессии может быть также обозначена как позиция «субъекта». О значимости данной позиции студента в получении качественного образования говорилось не раз. В качестве основной предпосылки успешного освоения профессии многими авторами рассматривается не столько психофизиологические характеристики, которые могли бы пригодиться в избранной профессии, сколько субъективное отношение к своим действиям и поступкам.
Студенты, занимающие активную позицию по отношению к приобретаемой профессии, ставят себе цели в профессиональной сфере и стремятся их достичь, планируют свою жизнь в русле профессии, знают, как получить интересующую их информацию, дополнительно читают специализированные журналы и книги. Необходимо отметить, что если студент занимает активную позицию, то она проявляется во всех компонентах профессиональной идентичности.
Обратимся к наиболее значимым результатам проведенного исследования.
На основании методики «Личный профессиональный план» все испытуемые были разделены по уровням профессиональной идентичности : низкий (26% респондентов, средний (45%) и высокий (29%).
Видно, что небольшая часть студентов (26%, обучающихся на факультете психологии имеет невыраженную профессиональную идентичность. Студенты недостаточно осознают или вообще не знают своих дальнейших и ближних профессиональных целей. Многие из них ставили прочерк на месте ответа на вопросы о требованиях профессии и своих возможностях по достижению намеченных целей. На вопрос о наличии и обоснованности резервного варианта они чаще всего писали: «Выйду замуж», «Пойду в армию», «Найду работу не по профессии», «Буду домохозяйкой» и т. д. То есть резервный план не связан с будущей профессией; по сути, ничего запасного в профессии нет.
Большая часть (45%) относится к категории студентов со средне выраженной профессиональной идентичностью. Практически все испытуемые данной категории ответили на вопросы об их дальних и ближних целях. Однако чаще всего они указывали те требования, с которыми они познакомились по дисциплине «Введение в специальность», или те, которые им часто повторяют преподаватели. Они сформулированы достаточно отстраненным языком, как письменный ответ на экзамене. На вопрос о том, как вы практически реализуете поставленные цели, в основном все студенты данной группы ответили – «в учебе». Однако одного процесса обучения, без самостоятельной работы, без попыток применить полученные знания на практике, не хватит для реализации дальних профессиональных целей и для обретения активной выраженной профессиональной идентичности.
Третья часть выборки (29%) находится на высоком уровне развития профессиональной идентичности. Данные испытуемые ответили на все вопросы в русле психологической профессии. Они планируют свое будущее связать с психологией, знают требования профессии и свои возможности, четко видят пути подготовки и реализуют на практике выбранные профессиональные цели.
Затем были сопоставлены уровни идентичности и содержание профессиональных планов у студентов.
Оказалось, что чем выше уровень профессиональной идентичности студентов, тем в большей степени выражено намерение работать психологом. Из студентов с низким уровнем профессиональной идентичности только 34% так или иначе связывают свою дальнейшую жизнь с деятельностью психолога. 52% планируют работать по другой специальности, а 14% еще не определилось.
Аналогичные результаты получены и в процессе изучения других показателей. Из испытуемых, находящихся на низком уровне развития профессиональной идентичности, примерно половина имеет и низкий уровень рефлексивности, 27% - низкий уровень развития эмпатических способностей, а из испытуемых с выраженной профессиональной идентичностью 84% имеют средний и высокий уровень рефлексивности и 81% имеют средний и высокий уровень развития эмпатических способностей.
Изучение особенностей механизмов идентификации и рефлексии у студентов с разным уровнем развития профессиональной идентичности позволило сделать следующие выводы. Выявлены большие различия между группами по идентификации с образцами : «практический психолог», «профессия психолога», «психолог», «студент-психолог». Таким образом, актуализированные процессы профессиональной идентичности значимо связаны с уровнем развития профессиональной идентичности студентов. Аналогично и в механизме профессиональной рефлексии. Из всех студентов с активизированным механизмом профессиональной рефлексии только 4% имеет низкий уровень развития идентичности, 68% и 28% - средний и высокий уровень развития идентичности соответственно.
На основании полученных данных построена психологическая характеристика каждого из типов студентов.
Студенты с низким уровнем развития профессиональной идентичности. Недостаточно осознают или вообще не знают своих дальних и ближних профессиональных целей, плохо представляют требования к профессии, и не задумываются о путях их достижения.
Мотивация профессионального обучения выражено слабо, т. е. студенты данной группы интересуются отдельными учебными предметами и темами; считают, что многое из того, что изучается, им не пригодится. Главное для них – получить результат любой ценной.
Студенты с низким уровнем развития профессиональной идентичности считают, что профессия психолога не способна удовлетворить их потребности, в ней они не смогут самореализоваться. Данной группе свойственно разочарование в профессии, пассивное к ней отношение. Студенты испытывают негативные эмоции относительно этой профессии, не планируют свою профессиональную жизнь.
Студенты этой группы могут быть охарактеризованы как стремящиеся к материально обеспеченной жизни, интересной работе, развлечениям, свободе через широту знаний, смелость в отстаивании собственного мнения и с помощью чувства юмора.
Студенты со средним уровнем развития профессиональной идентичности. Они указывают на свои дальние и ближние профессиональные цели. В то же время определяют требования к профессии психолога и свои возможности по достижению поставленных целей сухим, формальным языком.
Студенты данной категории в основном имеют умеренно выраженную активную позицию по отношению к приобретаемой профессии. К разным учебно-профессиональным ситуациям относятся по-разному: где-то активно ставя цели и исполняя задуманное, где-то пускают все на самотек. У них не прослеживаются яркие положительные эмоции относительно будущей профессии.
Среди респондентов данной группы больше всего испытуемых с самым высоким уровнем учебно-профессиональной мотивации. Они прикладывают все силы, чтобы понять новый материал, пользуются при подготовке дополнительными книгами и справочниками, отдают приоритет учебе перед развлечениями.
Большая часть испытуемых с умеренно выраженной профессиональной идентичностью находится на среднем уровне рефлексивности и осмысленности жизни.
Достигают своих целей с помощью широты знаний, высокой общей культуры, способности действовать самостоятельно, решительно и с помощью хороших манер.
Студенты с высоким уровнем развития профессиональной идентичности. Такие студенты планируют связать свое будущее с психологией, знают требования профессии и свои возможности, четко видят пути подготовки и практически реализуют выбранные профессиональные цели.
Они характеризуются в целом более развитой способностью к самопознанию своих внутренних психических актов и состояний, к самоконтролю и осознанию своего поведения, у них по сравнению со студентами с низким и средним уровнем развития профессиональной идентичности более развита рефлексивность в целом и профессиональная рефлексия в частности.
Для них характерен достаточно высокий уровень мотивации к профессиональному обучению. Они умеют ставить адекватные своим возможностям цели и достигать их. Цели, наряду со способностью к рефлексии, придают жизни студентов осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают жизнь более эмоционально насыщенной и наполненной смыслом, удовлетворены ею.
Студенты данной группы считают, что их профессия способна удовлетворить их потребности. Через профессию психолога они могут самореализоваться в жизни.
Студенты с высоким уровнем развития профессиональной идентичности могут быть охарактеризованы как стремящиеся к продуктивной, активной деятельной жизни, развитию и уверенности в себе. Этих целей они достигают, прежде всего, образованностью, честностью, жизнерадостностью и чувством юмора.
Проанализировав развитие параметров профессиональной идентичности с I по V курс, были сформированы следующие выводы:
I курс характеризуется формальным отношением: «Если я учусь на факультете психологии, то значит непременно стану психологом».
II курс характеризуется повышенным уровнем рефлексивности. На этом учебном этапе студенты задумываются по поводу выбранной специальности.
III курс отличается повышенной мотивацией к профессиональному обучению.
IV курс характеризуется средними показателями по всем исследуемым параметрам. Лейтмотивом и целью здесь становится «материально обеспеченная жизнь»
V курс отличается от остальных рядом кризисных явлений: снижаются многие показатели, отражающие профессиональную идентичность студента; встает вопрос «сможет ли профессия обеспечить их материальную потребность в должной мере»?
В заключении можно сформулировать основные выводы:
1. Профессиональная идентичность студента – это единство представлений о себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом. Система представлений о себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления о себе как о будущем специалисте, о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей.
2. Профессиональная идентичность студентов-психологов характеризуется рядом психологических особенностей, среди которых представлен деятельностный, вероятностный, индивидуальный и неравномерный характер развития профессиональной идентичности студентов.
3. Студенты с разным уровнем развития профессиональной идентичности отличаются по следующим параметрам: личностные качества, мотивация учебно-профессиональной деятельности, смысловая и жизненная ориентация, эмоциональное отношение осознанная активность по отношению к будущей профессии психолога, а также по уровню развития механизмов идентификации и рефлексии.
4. Посредствам реализации специальной программы, воссоздающей условия развития профессиональной идентичности студентов-психологов, можно эффективно воздействовать на процесс ее формирования.