Лучший педагог года

Статья Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов

Мария Гаврикова
Статья Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Вопрос профессиональной идентичности студентов актуален, но малоизучен. Данная статья посвящается экспериментальному исследованию профессиональной идентичности студентов и анализу полученных результатов.

Публикация «Статья Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов» размещена в разделах

Студенты-психологи были выбраны в качестве контингента исследований не случайно. Именно в этой профессии, как ни в какой другой, обретение идентичности является необходимым условием не только плодотворного труда в данной сфере, но и труда вообще.

Цель настоящего исследования – выявление особенностей развития профессиональной идентичности студентов-психологов.

Объектом исследования выступила профессиональная идентичность студентов-психологов, а в качестве его предмета – психологические особенности ее становления и развития.

Выдвинуты следующие гипотезы:

1. Профессиональная идентичность студента и профессиональная идентичность специалиста являются различными психологическими феноменами, требующими отдельного рассмотрения; профессиональная идентичность студента определяется спецификой целевых установок и особенностями учебно-профессиональной деятельности, связанной, в частности, с подготовкой себя к работе психолога, и проявляется в деятельностном, вероятностном, индивидуальном и неравномерном характере своего развития.

2. Студенты с разными уровнями сформированности профессиональной идентичности отличаются по степени выраженности отдельных ее компонентов, а также по своеобразию личностных качеств, мотивации учебно-профессиональной деятельности, смысловых и жизненных ориентаций, выраженности механизмов идентификации и рефлексии.

3. В качестве психологических условий развития профессиональной идентичности студентов вступает формирование адекватного представления о себе как о будущем психологе с осознанием перспектив и жизненных целей, позитивного эмоционального настроя, связанного с переживанием самотождественности, активности, направленной на приобретение профессии; актуализация и развитие механизмов самопознания, самопрогнозирования, идентификации и рефлексии.

Методы исследования : наблюдение, беседы, сочинения студентов, анкетирование, тестирование и др.

Для определения уровня профессиональной идентичности студентов-психологов использовались две основные методики: методика «Личный профессиональный план» (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер) и опросник «Профессиональная идентичность студента» (У. С. Родыгина).

Итак, по результатам корреляционного и факторного анализа всех ответов испытуемых выделились два фактора, контролирующие остальные структурные компоненты.

Первый фактор – «Эмоции от удовлетворенности/неудовлетворенности потребностей человека в данной профессии». У человека имеется набор определенных осознаваемых или неосознаваемых потребностей (физических, материальных, духовных, социальных и других). Выбирая определенную профессию, человек надеется удовлетворить тем самым имеющиеся у него потребности. Когда студент начинает обучаться, более подробно знакомясь с истинным содержанием профессии, он яснее представляет себе, насколько данная профессия способна удовлетворить его потребности и насколько он подходит для данной профессии.

Второй фактор – «Позиция активного/пассивного отношения студента к приобретаемой профессии». Позиция осознанного активного отношения студента к приобретаемой профессии может быть также обозначена как позиция «субъекта». О значимости данной позиции студента в получении качественного образования говорилось не раз. В качестве основной предпосылки успешного освоения профессии многими авторами рассматривается не столько психофизиологические характеристики, которые могли бы пригодиться в избранной профессии, сколько субъективное отношение к своим действиям и поступкам.

Студенты, занимающие активную позицию по отношению к приобретаемой профессии, ставят себе цели в профессиональной сфере и стремятся их достичь, планируют свою жизнь в русле профессии, знают, как получить интересующую их информацию, дополнительно читают специализированные журналы и книги. Необходимо отметить, что если студент занимает активную позицию, то она проявляется во всех компонентах профессиональной идентичности.

Обратимся к наиболее значимым результатам проведенного исследования.

На основании методики «Личный профессиональный план» все испытуемые были разделены по уровням профессиональной идентичности : низкий (26% респондентов, средний (45%) и высокий (29%).

Видно, что небольшая часть студентов (26%, обучающихся на факультете психологии имеет невыраженную профессиональную идентичность. Студенты недостаточно осознают или вообще не знают своих дальнейших и ближних профессиональных целей. Многие из них ставили прочерк на месте ответа на вопросы о требованиях профессии и своих возможностях по достижению намеченных целей. На вопрос о наличии и обоснованности резервного варианта они чаще всего писали: «Выйду замуж», «Пойду в армию», «Найду работу не по профессии», «Буду домохозяйкой» и т. д. То есть резервный план не связан с будущей профессией; по сути, ничего запасного в профессии нет.

Большая часть (45%) относится к категории студентов со средне выраженной профессиональной идентичностью. Практически все испытуемые данной категории ответили на вопросы об их дальних и ближних целях. Однако чаще всего они указывали те требования, с которыми они познакомились по дисциплине «Введение в специальность», или те, которые им часто повторяют преподаватели. Они сформулированы достаточно отстраненным языком, как письменный ответ на экзамене. На вопрос о том, как вы практически реализуете поставленные цели, в основном все студенты данной группы ответили – «в учебе». Однако одного процесса обучения, без самостоятельной работы, без попыток применить полученные знания на практике, не хватит для реализации дальних профессиональных целей и для обретения активной выраженной профессиональной идентичности.

Третья часть выборки (29%) находится на высоком уровне развития профессиональной идентичности. Данные испытуемые ответили на все вопросы в русле психологической профессии. Они планируют свое будущее связать с психологией, знают требования профессии и свои возможности, четко видят пути подготовки и реализуют на практике выбранные профессиональные цели.

Затем были сопоставлены уровни идентичности и содержание профессиональных планов у студентов.

Оказалось, что чем выше уровень профессиональной идентичности студентов, тем в большей степени выражено намерение работать психологом. Из студентов с низким уровнем профессиональной идентичности только 34% так или иначе связывают свою дальнейшую жизнь с деятельностью психолога. 52% планируют работать по другой специальности, а 14% еще не определилось.

Аналогичные результаты получены и в процессе изучения других показателей. Из испытуемых, находящихся на низком уровне развития профессиональной идентичности, примерно половина имеет и низкий уровень рефлексивности, 27% - низкий уровень развития эмпатических способностей, а из испытуемых с выраженной профессиональной идентичностью 84% имеют средний и высокий уровень рефлексивности и 81% имеют средний и высокий уровень развития эмпатических способностей.

Изучение особенностей механизмов идентификации и рефлексии у студентов с разным уровнем развития профессиональной идентичности позволило сделать следующие выводы. Выявлены большие различия между группами по идентификации с образцами : «практический психолог», «профессия психолога», «психолог», «студент-психолог». Таким образом, актуализированные процессы профессиональной идентичности значимо связаны с уровнем развития профессиональной идентичности студентов. Аналогично и в механизме профессиональной рефлексии. Из всех студентов с активизированным механизмом профессиональной рефлексии только 4% имеет низкий уровень развития идентичности, 68% и 28% - средний и высокий уровень развития идентичности соответственно.

На основании полученных данных построена психологическая характеристика каждого из типов студентов.

Студенты с низким уровнем развития профессиональной идентичности. Недостаточно осознают или вообще не знают своих дальних и ближних профессиональных целей, плохо представляют требования к профессии, и не задумываются о путях их достижения.

Мотивация профессионального обучения выражено слабо, т. е. студенты данной группы интересуются отдельными учебными предметами и темами; считают, что многое из того, что изучается, им не пригодится. Главное для них – получить результат любой ценной.

Студенты с низким уровнем развития профессиональной идентичности считают, что профессия психолога не способна удовлетворить их потребности, в ней они не смогут самореализоваться. Данной группе свойственно разочарование в профессии, пассивное к ней отношение. Студенты испытывают негативные эмоции относительно этой профессии, не планируют свою профессиональную жизнь.

Студенты этой группы могут быть охарактеризованы как стремящиеся к материально обеспеченной жизни, интересной работе, развлечениям, свободе через широту знаний, смелость в отстаивании собственного мнения и с помощью чувства юмора.

Студенты со средним уровнем развития профессиональной идентичности. Они указывают на свои дальние и ближние профессиональные цели. В то же время определяют требования к профессии психолога и свои возможности по достижению поставленных целей сухим, формальным языком.

Студенты данной категории в основном имеют умеренно выраженную активную позицию по отношению к приобретаемой профессии. К разным учебно-профессиональным ситуациям относятся по-разному: где-то активно ставя цели и исполняя задуманное, где-то пускают все на самотек. У них не прослеживаются яркие положительные эмоции относительно будущей профессии.

Среди респондентов данной группы больше всего испытуемых с самым высоким уровнем учебно-профессиональной мотивации. Они прикладывают все силы, чтобы понять новый материал, пользуются при подготовке дополнительными книгами и справочниками, отдают приоритет учебе перед развлечениями.

Большая часть испытуемых с умеренно выраженной профессиональной идентичностью находится на среднем уровне рефлексивности и осмысленности жизни.

Достигают своих целей с помощью широты знаний, высокой общей культуры, способности действовать самостоятельно, решительно и с помощью хороших манер.

Студенты с высоким уровнем развития профессиональной идентичности. Такие студенты планируют связать свое будущее с психологией, знают требования профессии и свои возможности, четко видят пути подготовки и практически реализуют выбранные профессиональные цели.

Они характеризуются в целом более развитой способностью к самопознанию своих внутренних психических актов и состояний, к самоконтролю и осознанию своего поведения, у них по сравнению со студентами с низким и средним уровнем развития профессиональной идентичности более развита рефлексивность в целом и профессиональная рефлексия в частности.

Для них характерен достаточно высокий уровень мотивации к профессиональному обучению. Они умеют ставить адекватные своим возможностям цели и достигать их. Цели, наряду со способностью к рефлексии, придают жизни студентов осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают жизнь более эмоционально насыщенной и наполненной смыслом, удовлетворены ею.

Студенты данной группы считают, что их профессия способна удовлетворить их потребности. Через профессию психолога они могут самореализоваться в жизни.

Студенты с высоким уровнем развития профессиональной идентичности могут быть охарактеризованы как стремящиеся к продуктивной, активной деятельной жизни, развитию и уверенности в себе. Этих целей они достигают, прежде всего, образованностью, честностью, жизнерадостностью и чувством юмора.

Проанализировав развитие параметров профессиональной идентичности с I по V курс, были сформированы следующие выводы:

I курс характеризуется формальным отношением: «Если я учусь на факультете психологии, то значит непременно стану психологом».

II курс характеризуется повышенным уровнем рефлексивности. На этом учебном этапе студенты задумываются по поводу выбранной специальности.

III курс отличается повышенной мотивацией к профессиональному обучению.

IV курс характеризуется средними показателями по всем исследуемым параметрам. Лейтмотивом и целью здесь становится «материально обеспеченная жизнь»

V курс отличается от остальных рядом кризисных явлений: снижаются многие показатели, отражающие профессиональную идентичность студента; встает вопрос «сможет ли профессия обеспечить их материальную потребность в должной мере»?

В заключении можно сформулировать основные выводы:

1. Профессиональная идентичность студента – это единство представлений о себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом. Система представлений о себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления о себе как о будущем специалисте, о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей.

2. Профессиональная идентичность студентов-психологов характеризуется рядом психологических особенностей, среди которых представлен деятельностный, вероятностный, индивидуальный и неравномерный характер развития профессиональной идентичности студентов.

3. Студенты с разным уровнем развития профессиональной идентичности отличаются по следующим параметрам: личностные качества, мотивация учебно-профессиональной деятельности, смысловая и жизненная ориентация, эмоциональное отношение осознанная активность по отношению к будущей профессии психолога, а также по уровню развития механизмов идентификации и рефлексии.

4. Посредствам реализации специальной программы, воссоздающей условия развития профессиональной идентичности студентов-психологов, можно эффективно воздействовать на процесс ее формирования.

Публикации по теме:

Делимся опытом: практика студентов-психологов в детском саду!Делимся опытом: практика студентов-психологов в детском саду! Уже не первый год в наше дошкольное учреждение приходят на практику студенты-психологи, которые обучаются в Институте психологии им. Л. С.

Конспект НОД по формированию гендерной идентичности у детей подготовительной группы через продуктивную деятельность Тема: «Кукла Кувадка» «Кукла для мальчиков, кукла для девочек». Цель: Овладение полоревым опытом в игре на основе ознакомления с русскими.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Мастер-класс для психологов «Благодарю» Мастер-класс "Благодарю" был проведен 21 ноября 2016 года на МО психологов. Отзывы психологов были великолепными. Цель: изменить настроение,.

Методический материал для психологов и воспитателей Методический материал для психологов и воспитателей. Автор составитель Смыкова Марина Вячеславовна Детские страхи. Что делать? Детям.

Показательные для студентов Троицкого педагогического колледжа.Показательные для студентов Троицкого педагогического колледжа. Традиционно в нашем МБДОУ "Центре развития ребенка- детском саду №31" проходят показательные для студентов Троицкого педагогического колледжа.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.

Уголок ряженья как средство формирования гендерной идентичности у мальчиков и девочек 3–4 лет в период адаптацииУголок ряженья как средство формирования гендерной идентичности у мальчиков и девочек 3–4 лет в период адаптации Я бы хотела рассказать о своем небольшом опыте работы во второй младшей группе. Всем известно, что смена окружения часто сопровождается.

Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната. Этнокультурная среда, как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната. Создание условий для развития воспитанников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 20:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов» (включая файлы) размещена пользователем Мария Гаврикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД