Наталия Николаевна Гусева
Уголок ряженья как средство формирования гендерной идентичности у мальчиков и девочек 3–4 лет в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Я бы хотела рассказать о своем небольшом опыте работы во второй младшей группе.
Всем известно, что смена окружения часто сопровождается повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности, агрессивным поведением.
Наблюдая за адаптацией малышей уже не один год, я пришла к выводу, что адаптация мальчиков и девочек протекает по-разному. Девочки легче мальчиков адаптируются к жизни в новых условиях. Немаловажным является и то, что все вышеперечисленные негативные проявления адаптационного процесса накладываются на личностные особенности мальчиков и девочек. Мальчики более робкие, застенчивые, сильнее привязаны к родителям (особенно к маме).
Публикация «Уголок ряженья как средство формирования гендерной идентичности у мальчиков и девочек 3–4 лет в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Гендерное воспитание
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголки ряженья
- Темочки
Анализируя все эти моменты с позиции облегчения адаптационного периода и гендерного подхода, я решила попробовать использовать уголок театрализованной деятельности и как его часть - уголок ряженья.
Почему именно он?
Уголок ряженья моих малышей привлек возможностью переодеться, а значит – измениться.
Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, людей разных профессий, хотя пока и не могут обыгрывать сюжет.
Я заметила, что и мальчики, девочки забывают про горести, слезы, обиды, когда видят свое отражение в зеркале.
Уголок ряженья я попыталась обогатить костюмами и предметами, дающими возможность детям разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою гендерную роль.
Особое внимание уделила костюмам для мальчиков, так как в традиционных рекомендациях для детей этого возраста преобладают девичьи костюмы, а необходимо было уравнять возможности мальчиков и девочек.
Были включены костюмы для сожетно-ролевых игры, доступные для понимания детьми этого возраста (милиционер, механик, пожарный, врач, парикмахер, продавец).
Наверное, все заметили, что часто героями многих художественных произведений для детей этого возраста животные, наделенные человеческими качествами, присущими тому или иному полу.
Поэтому я включили в уголок ряженья маски и шапочки животных, полифункциональность которых заключается в том, что и девочки, и мальчики могут взять на себя роль того или иного животного и проигрывать ее, исходя из своей собственной гендерной роли.
Именно сказочные истории с героями из животного мира наилучшим образом транслируют мальчикам и девочкам опыт жизни и дают представления о мужском и женском типе поведения. Поэтому специалисты часто говорят об их благотворном влиянии на детскую психику в контексте полоролевой идентификации.
Мне сегодня хочется рассказать о начальном этапе моей работы. Наверное, многие воспитатели планируют и организуют аналогичную работу в театрализованном уголке, но не рассматривают ее с точки зрения гендерного подхода.
Так с чего же все началось?
- привлекла внимание детей к уголку так : внесла в группу ярко оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. В нем дети нашли красивые вещи.
- рассмотрели все костюмы.
- определили, какие костюмы, кому подходят: мальчикам или девочкам…
Далее мы играли в игры, имитирующие отдельные действия человека, животных и птиц (мальчики проснулись, потянулись; воробушки машут крыльями, лиса крутит хвостом);
Следующий этап - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (девочки-матрешки захлопали в ладоши и начали танцевать; зайчик-мальчик увидел лису-девочку, испугался и прыгнул за дерево);
После отработки элементарных игровых действий переходили к подражанию образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке, Мышка-норушка подметает пол).
Пытались инсценировать некоторые сказочные мизансцены.
Сейчас мы пытаемся разыгрывать сценки на основе небольших стихотворений и прибауток с одним персонажем. Сейчас уже началась разработка полифункциональных костюмов-накидок, дающих и мальчикам, и девочкам возможность использовать их в соответствии с сюжетом придуманной ими игры или взятой на себя роли.
Исходя из всего выше перечисленного,я могу сделать вывод, что уголок ряженья
• Способствует формированию гендерной идентичности у детей этого возраста
• Способствует более легкой адаптации
• Создает условия для самовыражения мальчиков и девочек
• Объединяет мальчиков и девочек совместной деятельностью
• Учит играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди…
• Способствует повышению уверенности в своих силах
• Развивает способности
• Учит мальчиков и девочек выражать свои эмоции
• Развивает речь, что особенно актуально для мальчиков
Работу в уголке ряженья я считаю предварительным этапом к дальнейшей глубокой театрализованной работе в соответствии с возрастом, результатом которой являются полноценные костюмированные спектакли, где каждому мальчику и каждой девочке предоставляется возможность примерить на себя ту или иную роль.