Татьяна Диомидова
Инновационные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи – одна из главных задач, стоящая перед дошкольным учреждением. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции используют не только традиционные методы абилитации, а так же активно используют инновационные методики. С каждым годом контингент детей, приходящих в логопедические детские сады становится всё более сложным. 60- 70% детей рождается с патологией. Развитие нынешнего ребёнка протекает иначе, чем15-20 лет назад. Но социальные требования, предъявляемые детям остались прежними.
Публикация «Инновационные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
Какие же методы и приёмы помогут построить эффективную, качественную коррекционную деятельность. Чем шире этот арсенал, тем эффективней и интересней будет наш логопедический процесс. А. Лурия и И. Бренштейн доказали чёткую взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Нейропсихолог А. В. Семенвич считает, что «интеграция сенсомоторного репертуара ребёнка-это фундамент коррекции и абилитации его речевого развития». А. В. Семенович предлагает в начале логопедических занятий ползать на коленях, делать глазодвигательные и дыхательные упражнения. Почему? Потому что ребёнок развивается как единая саморегулирующая система, а не как отдельные элементы этой системы. Так же можно использовать кинезиологические упражнения, разработанные А. Сиротюк, упражнения с мячиками – автор И. Крупенчук. Использование нейропсихологической программы логопеда Т. Ланиной «Дельфины», ориентировано на развитие базовых предвербальных предпосылок речевого развития. Работа по программе осуществляется в 3 этапа. На 1 этапе ребёнок учится чувствовать своё тело и управлять им. При этом движения (общая, тонкая и артикуляционная моторика) носят однонаправленный характер. На 2 этапе движения приобретают разнонаправленный характер. На 3 этапе к сформированным автоматизмам добавляются движения глаз.
Так же интересен и эффективен игровой комплекс «Дельфины», который направлен на формирование общей и тонкой моторики. Для решения комплекса логокоррекционных можно использовать упражнения на развитие чувства ритма. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Правильно выбранный ритм- это здоровье. Ритм осуществляется во всё м: в дыхании, в движении, в речи. Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребёнка. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствуют формированию слоговой структуры слов, ускоряют развитие других лингвистических способностей (например, словообразования). Как утверждает А. Корнев- ведущий специалист по преодолению дисграфии, что одним из признаков предрасположенности к нарушению письменной речи являются затруднения в воспроизведении звуковых ритмов. Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного и двигательного. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. Включение заданий на развитие чувства ритма в структуру логопедического занятия расширит профессиональный арсенал логопеда. А форма проведения повысит мотивацию детей к занятиям. Чем раньше начата коррекция, тем лучше динамика.
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание и образование ребёнка. Сенсомоторный уголок в группе – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. В нём расположены материалы для развития зрения, слуха, осязания и мелкой моторики. Он является необходимым элементом развивающей среды. Использование традиционных и инновационных подходов в решении коррекционных задач способствует развитию детей с ОВЗ и расширяет творческий потенциал.