Татьяна Картавцева
Фотоотчёт мероприятий «Где же зимуют птицы?»
▼ Скачать + Заказать документы
"ГДЕ ЖЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?"
Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше, чтоб знать.
Рассматривая с детьми глобус, уточнили: – это уменьшенная модель земного шара, на котором можно увидеть поверхность земли. Линия, которая разделяет земной шар на две части, называется «экватор». Мы с ребятами назвали его – «поясок земли». Экватор — это придуманная линия. Она как будто поясом окружает нашу Землю по серединке.
Шар земной посерединке,
На две равных половинки
Делит линия «экватор».
Без неё определить
Юг и север — трудновато.
Публикация «Фотоотчёт мероприятий „Где же зимуют птицы?“» размещена в разделах
Сверху север, снизу юг —
От экватора, мой друг.
Большая часть глобуса голубого цвета (это вода – моря, реки океаны). А что же обозначает зеленый цвет, желтый, коричневый? (равнины, леса, горы, пустыни). Ещё есть белый цвет, что же обозначает он? Ледники – Северный и Южный полюс. Обычно слово «юг» ассоциируется с теплом, а слово «север» - с холодом, и понятия «Северный полюс» и «Южный полюс» вроде бы должны иметь аналогичную смысловую нагрузку по отношению к теплу и холоду.
И позже, (в беседе о перелётных птицах) когда прозвучал вопрос: «Ребята, попробуйте показать на глобусе места, куда улетают птицы на зимовку, многие ребята, показали на
Южный полюс (детская особенность понимать все буквально). Чтобы корректировать ошибку, понадобились разъяснения, уточнения, поиски доказательств. Иначе путаницы в детских головках не избежать.
Мы прочитали сказки о птицах, животных и людях, живущих в дальних странах,
стихи, в которых упоминаются географические названия, о материках, полюсах,
океанах, экваторе. Ведь детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. А в стихах подобная информация воспринимается и запоминается куда легче.
Провели опыт:
Зажжённая свеча – солнце, глобус – планета Земля.
Ребёнок, осторожно, под контролем взрослого, протягивает руку между
зажжённой свечёй и глобусом. Ощущает слабое тепло от свечи, перемещая руку к Северному, или Южному полюсу, тепла уже не ощущается.
В итоге дети определяют, что самое
тёплое место на планете - район экватора. Значит, птицы летят не на Южный полюс, а в страны, расположенные ближе к экватору: Африку, Южную Америку, Австралию. А на полюса солнечного тепла попадает меньше всего, поэтому здесь находятся самые холодные места на нашей планете.
Думаю, проделанная работа принесёт детворе несомненную пользу
и во многом облегчит дальнейшее школьное обучение.
Картавцева Т. А. воспитатель
МБДОУ ЦРР «Детский сад №193» г. Барнаул