юлия каратеева
Конспект образовательной ситуации «Как зимуют дикие звери»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста тема: «Как зимуют дикие звери».
Цель:
• Создать условия для получения детьми знаний по теме «как зимуют дикие звери»
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Как зимуют дикие звери“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Дать детям возможность при помощи взрослых узнать о том, как зимуют дикие звери. Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких животных. Учить отражать в речи установленные связи и использовать речь-доказательство Уточнить знания о подготовке животных к зиме.
Развивающие:
• продолжать развивать познавательные способности детей, вызывать интерес к изучению объектов природы
Воспитательные:
• продолжать воспитывать умение сотрудничать друг с другом и взрослыми, преодолевать затруднение.
Словарь: дикие животные, белая шубка,зимняя спячка.
Методы и приемы:
• Наглядные (показ, демонстрация);
• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
• Игровые (дидактическая игра)
Педагогические технологии: ТРИЗ-технология
Материал к занятию: Старик-Лесовик (взрослый в костюме, иллюстрации с изображением диких животных, картина (зимний лес, серый заяц грызет морковь, волк, лиса, медведь гуляет по тропинке, ежик под деревом); пазлы с изображением лесных животных, белый лист бумаги, зайчик вырезанный из серой бумаги, краски.
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми
• Введение в ситуацию.
Тихо звучит музыка П. И Чайковского «Времена года. Зима».В группе на столах разложены картинки с изображением домашних и диких животных. В уголке природы расположился Старичок –Лесовичок. На мультимидийной доске слайды - презентация «Жители леса зимой». Дети обращают внимание, рассматривают их, задают вопросы «Зачем это здесь?», «Что за старичок в нашей группе?» (либо педагог провоцирует их на вопросы «Ничего необычного не замечаете? «Что-нибудь спросить не хочется?»)
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать, как зимуют дикие звери? А сможете разобраться, какие животные дикие, а какие домашние (дети отбирают картинки с дикими животными)
-Каких диких животных вы знаете? Назовите их.
-Кто знает, где живут эти животные?
-Как вы думаете почему этих животных называют дикими?
Дети:_(Животные, которые заботятся о себе сами, называются дикими.)
Звучащая тихо музыка начинает усиливаться.
Воспитатель:Ребята как выдумаете на что похожа эта музыка?
Дети: на холод, мороз,вьюгу в зимнем лесу.
Раздается голос Старика – Лесовика:Здравствуйте мою юные друзья, я Старик- Лесовик
и тоже живу в лесу и принес вам картину, которую сам нарисовал. (зимний лес, серый заяц грызет морковь, волк, лиса, медведь гуляет по тропинке, ежик под деревом.
Воспитатель: спасибо вам за подарок. Ребята давайте посмотрим что же здесь изображено (рассматиривают, называют персонажей).
Как вы думаете все ли здесь так как в настоящем зимнем лесу?
Дети: нет,заяц серый, еж под деревом.
Воспитатель : молодцы,заметили ошибки, Старик-Лесовик так все напутал, давайте поможем ему исправить ошибки.
Воспитатель: Посмотрите, а это кто гуляет по тропинке (медведь). Что делает зимой медведь? Где он спит? Что такое берлога? Что ест медведь в берлоге (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, прав Старик-Лесовик, что нарисовал медведя в зимнем лесу (нет)
Старик-Лесовик : Я понял и МЕДВЕДЯ нельзя встретить ЗИМОЙ
Воспитатель: (обращает внимание на ежа) Кто это, ребята, как вы думаете?
Дети: Ёж.
Воспитатель: : А что делает ёж зимой, кто знает?
Дети: спит (ответы детей).
Воспитатель: Как спит? Где?
Дети:В теплом гнёздышке, на тёплой подстилке из листьев и мха, под корягой или пеньком.
Воспитатель: А когда он проснётся? (весной.)
Старик-Лесовик: Понятно! Зимой ЕЖА в лесу НЕ ВСТРЕТИШЬ, а я нарисовал.
Правильно ли я ребята сделал?
Дети:Нет (вот и еще одна ошибка).
Воспитатель : А сейчас мы с вами немного поразмышляем. Послушайте загадку.
«Кто зимой холодной, ходит злой,голодный?»(волк).Он не спит (нет).
Воспитатель: расскажите Старику-Лесовику про волка. Почему он не замерзает? Чем питается? Где спит (В логове). Что такое логово?
Старик-Лесовик: Спасибо вам ребятки, что так много интересного мне о волке рассказали,столько лет в весу жил а про такого зверя так мало знал.
Воспитатель: послушайте ещё одну загадку.
Хитрая плутовка, следы заметает ловко. (лиса)
Старик-Лесовик : А о ней что вы знаете (Ответы детей).Значит лису и волка я нарисовал ВЕРНО их можно встретить в ЗИМНЕМ лесу.
Воспитатель: кто это, серенький притаился за кустом?
Дети:(Серый заяц ест морковку).
Воспитатель: Заяц- то наш дрожит, смотрите. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Где его дом?
Старик-Лесовик :Дети как вам кажется каким образом зайцы спасаются от врагов?
Дети :Убегает быстро не выходит из норки.
Старик -Лесовик :Ребята, посмотрите на этот белый лист бумаги внимательно, вы что-нибудь видите? (на нем прикреплен нарисованный на бумаге серый зайчик)
Дети: серого зайца.
Старик-Лесовик: серого зайца в белом зимнем лесу очень хорошо видно волку и лисе, он для них легкая добыча. А если я возьму и окрашу зайца в другой цвет, чтобы его не было видно на снегу. Каким цветом дети нужно окрасить шерстку зайца?
Дети: белым.
Старик-Лесовик: да правильно, так и в природе перед началом зимы зайка меняет свою серую шубку на белую, от того и говорят: «летом белый, а зимой серый»
Воспитатель: Засиделись мы пора б и отдохнуть.
Физминутка: “Прогулка в зимнем лесу”.
Мы пришли в зимний лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки на небе кружатся.
И тихо на землю ложатся.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас!
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
(дети согласовывают свои действия с словами в тексте)
Старик-Лесовик: -Молодцы! Ребята, мне теперь понятно какие звери и как зимуют в лесу
Воспитатель: Ребятки, а сейчас вам хочу предложить собрать разрезные открытки с изображением животных. Д/и «Собери картинку»
Воспитатель: Каких животных мы собрали? Какие животные ложатся в спячку? Что происходит с шерстью зайца и почему?
Старик-Лесовик: Спасибо вам дети за интересный рассказ, а в благодарность я приготовил сюрприз, и хочу его вам показать:Просмотр презентации «Жители леса зимой».
Итог
Воспитатель: «Ребята чем мы сегодня занимались? Кому помогали? Почему зайцу удалось выжить в зимнем лесу?
Воспитатель предлагает детям дневники следопыта, где каждый ребенок может зарисовать, наклеить все, что сегодня узнал.
Воспитатель хвалит детей за конкретные поступки или решения.