Зинаида Махова
«Как звери зимуют в лесу» (для детей старшего дошкольного возраста).
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка»
Цель: учить детей развивать речь, формировать словарный запас и грамматический строй речи, закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе родного края.
Задачи:
Познавательные:
- закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;
Темочки:
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в зимнее время;
Развивающие:
-закреплять зимние месяца;
- закреплять в активном словаре ласковые названия животных и их детенышей;
- познакомить с понятием и значением слова «хищник»;
- развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность;
- закреплять умение работать с бумагой – техника оригами.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к миру животных.
Оборудование:
слайды с силуэтным изображением животных. Нетрадиционное рисование на тему: «Ежата» (кисточки, клей, окрашенная крупа: рис, горох, шаблоны ежей).
Словарная работа
дикие животные, хищники, травоядный, всеядный, длинноухий, берлога.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня к нам в гости снова прилетел совёнок Ласковушка. Ему очень нравится, когда его маму-сову- ласково зовут : «Совушка». Совенку интересно узнать, как ласково можно называть других лесных животных? Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик). Давайте поиграем! Встанем в круг, а совенок будет перелетать и садиться к вам на ручки. Я назову какое-нибудь животное и тот, у кого в руках совенок, должен назвать его ласково (Проводится дидактическая игра).
Дидактическая игра «Назови ласково животных».
Белка, лиса, волк, сова, еж, медведь, заяц.
Молодцы! Вы порадовали Ласковушку, вспомнили разных животных, живущих в лесу, их еще называют дикие животные. Хотите, мы отправимся на прогулку в зимний лес, чтобы больше узнать о жизни диких животных? А совенок покажет нам дорогу. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы.
-Сколько месяцев у зимы?
- Назовите первый месяц зимы. В народе этот месяц называют «студень», «студеный», от слова «стужа». (Закрепить слова с детьми.)
- Назовите второй месяц зимы. В народе этот месяц называют «сечень», (Закрепить слова с детьми.) Январь – ломонос: береги свой нос.
- Назовите третий месяц зимы. В народе этот месяц называют «кривые дороги», «богорей». (Закрепить слова с детьми.) В феврале два друга мороз да вьюга.
Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходит перемены. А вот какие – это мы как раз сегодня и узнаем. Я вам предлагаю совершить путешествие в зимний лес.
Правила поведения в лесу :
НЕ шумите, НЕ пугайте животных, НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
(На экране появляется картинка зимнего леса.) Посмотрите на картинку, и представьте себе, что вы идете по зимнему лесу. Тихо. Деревья стоят неподвижно. Речка покрыто льдом. Кругом белым – бело.
А кого мы можем встретить в зимнем лесу!
Послушайте загадки:
У него нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц.)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь.)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дома, ни пожара.
(Лиса.)
С ветки на ветку
Быстрый как мяч.
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(Белка.)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
(Показ на экране цветной картинки с изображением зайца).
Кто же это? (Ответы детей).
Обобщающий рассказ воспитателя:
Заяц серый, маленький, пушистый, длинноухий. Зимой надевает белую шубку. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.
Переходим к следующему животному
(Показ цветной картинки с изображением белки).
Кто же это? (Ответы детей).
Обобщающий рассказ воспитателя:
Белка, как и заяц, меняет свою шубку. Летом она рыжая, зимой – серая. Белка очень запасливый зверек. Возле гнезда устраивает множество тайников, где хранит орехи, желуди, шишки. Если орехов, шишек мало, она заготавливает грибы, накалывая их на веточки. Живет белка в уютном и теплом гнезде, в которое ведет один или два хода. Отправляясь за едой, белка затыкает вход в гнездо мхом или лишайником, чтобы в гнезде было тепло.
Переходим к следующему животному.
(Показ цветной картинки с изображением лисы).
Кто же это? (Ответы детей).
Обобщающий рассказ воспитателя:
Лиса рыжая, большая, пушистая, хитрая. Лиса живет в норе. Она ловит зайцев, мышей, ворует кур. Лиса – хищное животное. Такие животные, которые питаются другими животными, называются – хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать
(Показ цветной картинки с изображением медведя).
Кто же это? (Ответы детей).
Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как улитки, лягушки или кузнечики. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Зимой залегает спать в берлоге, в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.
Можно ли медведя назвать хищником? (Ответы детей).
(Показ цветной картинки с изображением волков). А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу! Волк зимой очень злой. В одиночку не ходят: волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться, волку трудно зимой… Еды не хватает и волк голодует.
(Показ цветной картинки с изображением ежа).
Кто же это? (Ответы детей). Правильно, ёжик.
Между прочим, ёжик тоже хищник, он питается червяками, слизнями и другими мелкими животными.
Мы немного отдохнем, а потом дальше пойдем.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни-
Так и этак, эдак, так-
Не обидятся никак.
А теперь мы пришли в лесную школу (дети садятся на коврик) Давайте поиграем в игру «Один - много».
Дидактическая игра «Один - много»
Дети называют детенышей во множественном числе.
Зайчонок – (зайчата);
лисенок – (лисята);
волчонок – (волчата);
медвежонок – (медвежата);
бельчонок – (бельчата);
ежонок – (ежата).
Дидактическая игра «Сложи картинку».
А сейчас вам предлагается выполнить такое задание: составить из частей целую картинку и определить, какое животное на ней изображено и как называется его дом.
(лиса в норе, белка в гнезде, медведь в берлоге, заяц у куста).
Сравнение.
Некоторых людей сравнивают с животными.
Если человек хитрый, то говорят: «Хитрый как лиса».
- Злой как (волк).
- Косолапый как (медведь).
- Трусливый как (заяц).
- Закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Нам пора возвращаться в детский сад.
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.
Правой, левой, правой, левой,
Мы идем вперед, вперед,
А теперь остановись и немного покружись!
Оглянитесь все назад:
Мы попали в детский сад!
Творческая коллективная работа.
(На ватмане изображена ежиха, изготовленная с помощью окрашенной крупы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в гостях ежиха. От нее убежали ежата, а ведь им пора спать. Они же зимой спят. Давайте, поможем ежихе найти своих ежат.
У вас на столах стоит клей, крупа (горох и рис, и заготовки ежат из коричневой бумаги. Чтобы «найти» ежат, вам надо нанести клей на туловище и посыпать крупой. (Показ выполнения работы воспитателем.) Когда крупа высохнет, получатся красивые ежата. Как мама ежиха. (Выполнение работы детьми.)
Молодцы! Давайте посадим ежат к маме ежихе.
(Приклеиваем ежат на ватман.) Смотрите, как она радуется. Теперь они все вместе могут ложиться в спячку.
Рефлексия.
- Вам понравилось наше путешествие в зимний лес? Что вам больше всего запомнилось? О каких животных вы ещё хотели бы узнать? (ответы детей).