Ангелина Шайхуллина
Формирование элементарных математических представлений через нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм работы.
Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, математическое развитие, элементарные математические представления.
Formation of elementary mathematical concepts through non-traditional forms of work with preschool children
Публикация «Формирование элементарных математических представлений через нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Annotation : The article examines the theoretical aspects of the formation of elementary mathematical concepts in children of primary preschool age through non-traditional forms of work.
Key words : children of primary preschool age, mathematical development, elementary mathematical concepts.
Актуальность исследования. В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитию представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, разделению целого на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких веществ, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. Данный комплекс задач является программой познавательного развития, обеспечивает качественное понимание детьми количественных отношений, закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления и речи. Все это способствует умственному развитию детей, формированию у них математических компетенций.
Проблема исследования. Однако современное развитие методики формирования элементарных математических представлений имеет определенные проблемы, в частности: педагоги и родители детей дошкольного возраста пытаются теоретически, как можно в большем объеме подготовить детей к обучению в школе, не предполагая обучение детей в процессе деятельности.
Цель статьи: обосновать эффективность условий формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста путем использования нетрадиционных средств.
Основная часть. Система развивающего обучения в математике направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, а на формирование и развитие собственной деятельности по предложенным средствам обучения. Можно сказать, что средство обучения – это источник получения информации, как правило, это совокупность моделей природы [Орлова Н. В., 2018, с. 82].
Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям. Психологические исследования И. В. Шадриной показали, что дети 2-3 лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и называют их хорошо известными предметами : прямоугольник – окошком, овал – яичком и тому подобное [Шадрина И. В., 2020, с. 79].
Используя карточки, на которых изображены 2-3 фигуры, детей упражняют в обводке контуров. Особенности формы обнаруживают, предлагая детям сделать то или иное действие. Так, прокатывая фигуры, дети выясняют, что круг катится, а квадрат – нет, потому что мешают углы, а круг катится, потому что он круглый и не имеет углов [Мусс Г. Н., 2018, с. 49].
Практическое исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад 7, Республика Башкортостан, город Октябрьский, в период 2020 – 2021 гг. Было охвачено 30 детей 2-3 лет. Дети были распределены на две группы по 15 человек: экспериментальную группу (ЭГ, с которой проводился в дальнейшем формирующий этап исследования, и контрольную группу (КГ, с которой дополнительных занятий не проводили.
На основе изучения исходного уровня развития элементарных математических представлений у детей 2-3 лет, был разработан и внедрен методический конструкт системы математического развития. В основу процесса реализации методического конструкта была положена специально созданная интегрированная модель. Были определены и реализованы в процессе экспериментально-педагогической деятельности цель, задачи, содержание, формы и методы организации математического развития детей дошкольного возраста, результатом которого стало достижение более высокого уровня математического развития детей экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе результаты остались практически прежними, за исключением одного ребенка, который перешел с низкого уровня на средний.
Выводы. Таким образом, теоретическое обоснование экспериментального методического конструкта математического развития детей младшего дошкольного возраста и практическое его внедрение в условиях заведения дошкольного образования обеспечило положительную динамику всех показателей элементарных математических представлений младших дошкольников.
Литература:
1. Мусс Г. Н. Обогащение представлений дошкольников о свойствах и качествах предметов // Перспективные направления дошкольного образования : опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч. -практ. конф. / глав. ред. М. П. Нечаев. – Чебоксары, 2018. – С. 49-53.
2. Орлова Н. В. «Путешествие по «реке времени»» как форма работы с детьми подготовительной к школе группы в формировании количественных представлений. – Нижний Тагил, 2018. – С. 82-85.
3. Шадрина И. В. Теория и методика математического развития : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шадрина. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 279 с.