Мария Медведева
Развитие двигательной активности у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования ученых разных стран показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и в речевом развитии нарушений нет, развитие речи идет в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений подготовки кисти рук к письму, и что не менее важно, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Для того чтобы дети активно развивали речь и так как речь связана с движением пальцев (т. е. мелкая моторика, ежедневно и по несколько раз в день в группе проводится пальчиковая, артикуляционная, корригирующая гимнастики. Проводя эти небольшие, по тематике подобранные гимнастики, дети быстрее запоминают текст и соответственно движения, которые становятся четче, правильнее при многократном повторении. Так как у детей не четкая речь – это связано с психолого – педагогическими особенностями, детям свойственна утомляемость, поэтому желательно как можно больше использовать различных методов при обучении. Детям с нарушением в речи свойственны при выполнении гимнастики на музыкальных, физкультурных занятиях такие нарушения в движении как : излишняя напряженность, моторная неловкость, нарушение согласованности, нарушение точности, насильственные движения, нарушение пальцевой моторики. Поэтому выполняя какое – либо упражнение детям сначала надо показать, объяснить, разучить и только при многократном повторении можно добиться хорошего результата. Поэтому на музыкальных занятиях темп снижается, разучивается в медленном темпе, так как дети не могут в такт выполнить заданное упражнение. Аналогично и на физкультурных занятиях. На занятиях по продуктивным видам деятельности, например: аппликация, заметны многие ошибки при выполнении работ, так как движения мелких мышц руки плохо развиты и дети плохо срезают углы, в основном пытаются срезать не плавно, а отрывисто. Дети, также часто при выполнении каких – либо поделок из бумаги (оригами) с трудом успевают повторить вместе с воспитателем приемы сложения простейших поделок, чем дети с хорошо развитой речью. Поэтому часто приходится повторять и закреплять больше материал и отрабатывать движения во всех видах деятельности, опираясь на то, что дети хорошо усвоили, что надо повторить еще, а чего надо добиваться и добиваться в течение определенного времени. Однако, несмотря на важность коррекционного обучения, полноценное формирование личности не может быть без всестороннего развития ребенка.