Александра Пономарёва
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Аннотация. В работе рассмотрены понятие и компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ, отмечено, что ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте представляет собой активную форму поведения детей, направленную на обеспечение сбережения всех видов здоровья, улучшение адаптационных способностей. Указана целесообразность формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ через образовательную, развивающую и воспитательную работу. Так же в работе отмечены педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова. Дошкольники, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесбережение, гигиена, питание, закаливание, элементы, педагогические условия, воспитательная работа.
Annotation. The paper considers the concept and components of a healthy lifestyle (HLS, it is noted that a healthy lifestyle in senior preschool age is an active form of children’s behavior aimed at ensuring the preservation of all types of health, improving adaptive abilities. The expediency of forming the ideas of older preschoolers about a healthy lifestyle through educational, developmental and upbringing work is indicated. The paper also notes the pedagogical conditions for the formation of ideas about a healthy lifestyle in children of older preschool age,.
Keywords. Preschool children, health, healthy lifestyle, health protection, hygiene, nutrition, hardening, elements, pedagogical conditions, educational work.
На сегодняшний день активно идет процесс модернизации в сфере образования, который, в первую очередь, затрагивает проблематику формирования подрастающего поколения. Успешными в различных областях жизнедеятельности могут быть люди, которые ориентированы на ЗОЖ. В этих условиях проблема формирование представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста является особенно актуальной.
ЗОЖ – это активная форма поведения детей, обеспечивающая сбережение всех видов здоровья, улучшение адаптационных способностей, элементами которой являются: хороший психологический климат; правильное организованное здоровое питание; соблюдение двигательного режима; оптимальное закаливание; соблюдение гигиенических требований; поведение взрослых, достойное подражания, отказ их от вредных привычек; соблюдение правил безопасности в разных жизненных ситуациях; самопознание, понимание важности оздоровления [1, c. 18].
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования основ представлений о ЗОЖ, на наш взгляд, в первую очередь, благодаря особенностям психофизиологического развития. В связи с чем, мы полагаем, что формировать представления старших дошкольников о ЗОЖ целесообразно через образовательную, развивающую и воспитательную работу. Суть образовательной работы состоит в сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений и навыков. Развивающая работа предполагает развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни, а воспитательная работа способствует формированию мотивации и потребности в здоровом образе жизни, а также профилактике негативного поведения. Так же для качественного формирования представлений о ЗОЖ важны компетентность и взаимодействие педагогов и родителей между собой, которое в дальнейшем перерастает в сотрудничество. Не менее важным считается организация здоровьесберегающего пространства в группе детского сада и дома [2, c. 34].
Значительной эффективности в формировании представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста можно достигнуть при соблюдении следующих педагогических условий: организация игр, познавательной деятельности, экспериментирования и общения и их насыщение информацией о ЗОЖ, а также формирование на этой базе эмоционально-положительного отношения к ЗОЖ, расширение развивающей предметно-пространственной среды для реализации дошкольниками элементов ЗОЖ, единое воспитательное воздействие обеспеченное сотрудничеством дошкольной образовательной организации и семьи обеспечивают [3, c. 499]. При этом, качественность представлений о ЗОЖ, полученных дошкольниками, обеспечивается целостностью получаемых знаний об элементах ЗОЖ и пониманием влияния ЗОЖ или его отсутствия на здоровье. Так же, на наш взглд, формирование представлений о ЗОЖ, исходя из возрастных особенностей детей, будет проходить эффективнее, если будут затронуты эмоциональная сфера детей. Это будет способствовать формированию у них заинтересованности в ведении ЗОЖ и способности положительно оценивать деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Заинтересованность и положительное отношение детей к здоровому образу жизни обеспечивает их активность и самостоятельность в реализации элементов ЗОЖ.
Таким образом, формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста довольно трудоемкий процесс. Необходимо наличие эмоционально-мотивационной направленности педагогической деятельности, что будет способствовать формированию эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни на этапе дошкольного возраста.
Литература:
1. Бурда, С. А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец // Молодой ученый. – 2018. – № 46.2 (232.2). – С. 17-22.
2. Денисенко, Е. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Денисенко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 1 (7). – С. 33-35.
3. Симакова, М. Н. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста / М. Н. Симакова, Е. В. Леденёва // Молодой ученый. – 2020. – № 19 (309). – С. 499-501.