Виктория Корнилова
ППС для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья для педагогов дошкольных образовательных организаций
«Предметно-пространственная среда для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Термин ’’предметно-развивающая среда’’ появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия, но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше. В самом широком контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация. Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Публикация «ППС для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпать» из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться. Л. М. Маневцова указывает, незнание, должно быть частичным, только тогда развивающая среда будет раскрывать перед ребенком свои тайны.
В старшем дошкольном возрасте целесообразно создание мини-лаборатории, оборудование которой использовалось на занятиях.
Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования.
При оборудовании такого уголка необходимо учитывать следующие требования:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей - одно из центральных требований. Все оборудования должны подвергаться неоднократной проверки на исправность, должны быть сделаны из высококачественных материалов.
2. Достаточность- оборудование должно быть в наличии нескольких экземпляров
3. Доступность расположения- ребенок должен иметь свободный доступ к экспериментальному уголку и оборудованию.