Татьяна Кушаева
Сюжетные игры как способ личностного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетные игры, как способ личностного развития ребенка.»
Интегративный подход к построению целостной педагогической системы
Интеграция учебного процесса завязана, на планировании, разработке задач различного направления. Использование различных форм и моделей системы, для дополнения и усовершенствования процесса. Все это ориентировано, на постоянный образовательный процесс ребенка в который вовлекаются семья, детский сад, школа, различный кружки и секции.
Публикация «Сюжетные игры как способ личностного развития ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Задача воспитателя:
Анализировать и находить новые источники образования ребенка;
Находить возможность объединения различных задач и программ в обучении;
Находить новые мотивации ребенка к изучению новых возможностей;
Обобщать материал, требуемый к освоению;
Создавать социум и коммуникации ребенка;
Всегда учитывать возможности и умения ребенка, развивать их.
В традиционном понятии, планирование, это четкий учет занятий, привязанный к четкому расписанию занятий. Но различные модели обучения имеют различную логику развития, но за счет этого и происходит полноценное развитие ребенка. Методика обучения в качестве игры, вообще довольно редко представлена в наших образовательных учреждениях, это относится и к организациям дошкольного образования. В традиционных методиках не присутствует учета опыта детей, не дает возможности самообразования. Планирование таком виде не дает мотивации развития ребенка и снижает целостность обучения детей, при котором стремление к знаниям у ребенка угасает.
Основная цель интегрированного планирования, несет в себе, изучение окружающего мира и все его проявления, при чем данное изучение проходит с творческими познаниями. Это в корне меняет отношение ребенка к обучению, он становится любознательны, сложные задачи, решаются с интересом, т. к. они представлены в виде игры. Это приводит к повышению мотивации у ребенка и его личностного роста.
Планирование образовательной деятельности с детьми
В дошкольном образовании, существуют две формы планирования, это календарное и годовое планирование. Их в основном и применяют воспитатели и педагоги. Но совсем не давно появилась третья форма планирования, это модульная. Модульное планирование отличается от предыдущих форм, тем что в ней учитываются все возможности планирования, это перспективное календарное планирование, и преемственность между садом и школой.
Основные принципы планирования:
• Комплексная взаимосвязь, между всеми связами образовательной системы;
• Взаимодействие между взрослыми и детьми при построении образовательного процесса;
• Учет региональных особенностей в климате и обучаемости детей.
Этапы развития сюжетной игры.
В данном этапе развития детей, применяются игровые предметы, которые копируют реальные, за счет этого игра становится ребенку понятной, и он с удовольствием включается в нее, при этом примеряет на себя ту или иную роль. По мере освоения данного этапа, педагог привносит в игру новые элементы, которые становятся более сложными, если раньше кормили игрушку, то теперь используя игрушечную плиту, ребенок готовит эту еду и только потом кормит своего друга (игрушку, также игрушку можно искупать перед тем как уложить спать. Этот этап перехода, игра с двумя сюжетными линиями.
По мере взросления, дети умчаться разворачивать сюжеты в игре, их становится больше, но на этом останавливаться нельзя, поэтому педагог должен выходить на новый, более высокий этап обучения детей. Естественно, педагог детям читает сказки и рассказы, про детишек, про животных, и на этом этапе, можно начать у детей развитие логики и фантазии.
Когда педагог прочитал, новую сказку, то потом может предложить детям, придумать новые приключения для героев, про которых они прочитали, для этого можно использовать, имеющиеся игрушки, если каких-то предметов нет, то можно их заменить похожими предметами, для этого мыло, можно заменить кубиком, палочку использовать вместо ложки, а лист лопуха, можно использовать как тарелку, крупные цветы, как чашечки из сервиза.
Если дети стали свидетелями, какого-либо действия, например, на прогулке увидели несколько машин (скорую помощь, пожарную, полицейскую, но никто не знает, что там произошло, то преподаватель может предложить, самим детям придумать истории, в которых будет понятно почему эти машины были радом с садиком. Может они кого-то спасали, а может приехали покушать, дети сами должны составить сюжет истории, а преподаватель только отмечать, кто самый активный, и хвалить детей которые вовлечены в данный процесс.
Данные чередования дают основы педагогической деятельности, и выстраивает последовательность работы с детьми.
После таких игр, фантазий, и составлений реалистичных историй, совместно с педагогом, дает возможность и желание, ребенку продолжить данную игру самостоятельно или с другими ребятами.
Иногда дети, просто придумывают, какой-либо рассказ, но чаще всего, малыши переносят это в игру, применяя придуманные сюжеты или придуманных героев в своей игре, при этом самостоятельно, выбирают предметы, которые применяют, заменяя реальные.
В данном виде педагог должен поддерживать и поощрять данную игру, и не вмешиваться в нее, не навязывать свои сюжеты или поведение придуманных героев. Это может привести к тому, что ребенок откажется играть и познавать мир.
Но в тоже время, полностью без присмотра, игру оставлять нельзя, если педагог видит, что дети каждый день играют по одному и тому же сюжету, то он должен постараться незаметно предложить ребятам новую линию игры, чем-то ее дополнить, подтолкнуть к развитию новых сюжетов. Так же педагог, должен отслеживать навязывание игры, ребенком лидеров, если другие ребята хотят поиграть в другую игру, а ребенок-лидер постоянно навязывает свою линию это очно плохо отражается на восприятии детей. В такой ситуации, педагог должен, провести подготовительный игровой период, при том, давая проявлять себя всех участников игры, лидеру, можно сказать, что в предыдущие игры, играли по его правила, теперь поиграем по правилам других ребят, главное, чтобы отслеживать, возможность вмешательства лидера, в изменение сюжета, он должен понимать, что не всегда бывает так он хочет, и другие ребята имеют право выбора.
Социализация детей в обществе.
Взрослые, сами практически утратили взаимосвязь с игрой, еще в конце 80 годов, семьями садились вечерами и играли в настольные игры, как взрослые, так и дети, взрослые с удовольствием поддерживали игры детей. То в настоящее время, практически ни в одной семье, не встретить, когда родители проводят вечера со своими детьми, играя в муравьишку, математическое домино, или в монополию. Родители сами разучились играть, они не могут самостоятельно выбрать какую игру взять для игры, и отговариваются что у них есть более серьезные занятия, чем играть в игры.
На данный момент, большинство родителей считают, что для игры нужна хорошая игрушка, которая заменить партнера, отсюда и появляются у детей, говорящие игрушки, которые обучают детей считать, помогают изучить буквы, но родители не понимают, если с данной игрушкой они и ребенок будут играть вместе, то ребенок будет воспринимать данный материал быстрее и с большим удовольствием.
В нынешней системе воспитания, дети и взрослые разделены, дети не включаются в трудовые отношения, ни привлекаются в решение бытовых вопросов, при этом детей лишают еще и игровой деятельности. Все это ребенку заменили интерактивные игры, компьютер и телевизор, при этом у ребенка начинает формироваться взрослая и зрелая личность, многие родители умиляются, какой умненький у меня сыночек или дочка, лучше меня развирается в том или ином, и совершенно не думают, о том, что у ребенка просто крадется его детство.
Ребенок черпает информацию из мультфильмов, компьютера, аттракционов, редко из театра, цирка, при чем взрослые в этом не принимают участие, данные направления, дают информацию и впечатления.
Даже в городе, идут ограничения в игре, застройки, скученность населения, убогие игровые площадки, практически изолируют детей друг от друга, детям негде побегать и придумать подвижные игры, т. к. почти все дворы заставлены машинами, и дворы используют как проезжую часть. Если раньше дети играли в казаки-разбойники, салочки, вышибалы, догонялки, то сейчас, для них нет пространства, да и детей в таком количестве во дворах набирается не так много.
В системе общества, место ребёнка меняется, отсутствует деятельность включающая ребенка в социум, что очень отражается на восприятии ребенка.
Литература:
1. Краснощекова Л. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д. : Феникс.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М. :Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
4. Романов А. А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М. : «Принт», 2000.
5. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.
6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/ Д: «Феликс», 2004.