Алла Кох
Организация игровой деятельности дошкольников как метод социально личностного развития ребенка (старшая группа детей с ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Любая игра для ребёнка – это познание мира, где ребёнок развивает умственные и физические способности, креативность, познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь, нравственные и волевые качества.
Публикация «Организация игровой деятельности дошкольников как метод социально личностного развития ребенка (старшая группа детей с ОНР)» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Детям старшей группы предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно. Игровые приемы и средства являются одним из способов всестороннего развития детей. Продуктивность коррекции речи при использовании игровых приемов и средств возрастает, это обусловлено тем, что именно в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Именно игровые приемы и средства успешнее всего реализует развитие речевых, физических, умственных, нравственных и эстетических форм.
В своей работе мы используем игровые приемы для развития речевой и социально-личностной сферы дошкольников с ОНР.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Мы учим детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Здесь мы используем драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе, игры-драматизации детей.
Игры-драмматизации – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Особенность игр-драмматизаций и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Литературные произведения для драматизации детей с ОНР не должны быть объемными: «Сорока и заяц», «Сорока и медведь» Н. Сладкова, «Бабушкин садик» С. Георгиев, «Ленивые куклы» Я. Ким, «Медведь» Г. Виеру, рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок».
В работе мы используем подвижные игры, которые включают в себя разнообразные диалоги персонажей («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Коршун», «Садовник»)
Эффективным методом развития игровой деятельности являются дидактические игры. Они способствуют развитию познавательных и умственных способностей, и развитию речи (пополнению и активизации словаря). Используем игры «Кому? Что нужно?», «Собираемся на работу», «От слова к слову», «Что дальше?», «На что похожи?». Дидактические игры с куклой воспроизводят сюжеты из реальной жизни, где дети знакомятся с простыми игровыми сюжетами, что в дальнейшем способствует их речевому и общему развитию. Проводим такие игры, как «Одеваем куклу на работу», «У куклы Кати новая квартира», «У куклы гости», «Кукла Оля обедает». Приобретённые навыки в дидактических играх дети переносят в сюжетно-ролевую игру.
Игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются сюжетно-ролевые игры. Обучению сюжетно-ролевым играм начинается с установления эмоционального контакта с детьми и хороших межличностных отношений между ними. Для этого используем такие несложные по своему сюжету игры как «Угощение» и «Медвежата», «Пойми меня» - Участники объединяются в подгруппы по три человека. Ведущий дает задание: каждая подгруппа должна выработать общее решение, договориться о каком-либо действии. Эти игры устанавливают контакт с детьми, преодолевают трудности, которые вполне закономерно могут возникнуть в процессе общения с ними, создадут благоприятную и спокойную обстановку в группе.
Мы вырабатываем у детей с общим недоразвитием речи коммуникативно-речевую активность детей в процессе игры. Для достижения этой цели используются игры «Скорая помощь», «Семья», «Детский сад», «Веселая поездка», «В магазине». Игры из перечисленных знакомы детям, что положительно сказывается на дальнейшем развитии сюжета.
Стараемся расширять тематику игр и разрабатывать схемы для подготовки к играм детей, включать такие игры, как «Путешествие», «Зоопарк», «Магазин», «Салон красоты».
Сюжетно-ролевой игре предшествует лексическая работа, беседа на заданную тему: следует описание места действия, персонажей, их профессиональных действий.
В ходе развития сюжета мы, по мере необходимости, даем совет, направленный на развитие игры : «маме» советуем пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащают содержание игры. В некоторых случаях можем так же быть и участником игры и выполнять ведущую роль. В играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.
С целью поддержания состояния удовольствия и радости у детей, улучшения их психоэмоционального самочувствия и раскрепощения, разностороннего развития детей в игровой деятельности проводим игры по мотивам любимого детям мультфильма.
Помогаем детям раскрыть свои потенциальные возможности; осознать необходимость работы над ролью, уметь передавать сущность своего персонажа. Поэтому необходимо проводить работу по овладению средствами образной выразительности.
1. Интонация – детям предлагается произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопросительно, с удивлением, весело, грустно, со страхом и т. д.). Необходимо добиваться выразительности и естественности речи. Например, проговаривание коротких диалогов:
Говорит попугай попугаю: «Я тебя сейчас попугаю!»
Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай».
Дети проговаривают диалог - весело с лукавством, затем устрашающе, затем грустно и т. д.
2. Позы – детям предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (лису, медведя, кошечку, тряпичную куклу и др.). Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ легко узнаваемым. Используются игры «Море волнуется», «Зеркало», «Весёлые мартышки», «Кошкины повадки».
3. Жесты – дети получают сценические задания: показать жестом состояние или ощущения – радости, грусти, удивление, боль и др.
4. Мимика – дети стараются передавать мимикой свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие. Задания: покажи выражением лица удивление, радость, умиление, грусть и др.
5. Пантомимикой – дети учатся сочетать пластические позы, жесты, мимику. Используются игры «Игра в шляпу», «Дискотека для животных», «Пантомима», «Походка сказочных героев».
Используем такие виды сюжетно-ролевых игр, которые помогают закрепить ранее приобретенные умения и навыки и способствуют дальнейшему развитию связной речи («Айболит», «Автобус», «Строители»). Эти игры предполагают активное включение в работу.
Игры на открытом воздухе. Мы можем продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними, если она их заинтересовала, или придумать что-то новое, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому как можно полнее используем эти условия, чтобы дети могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.
Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») могут длиться неделями, постепенно развиваясь. Важен и способ организации детей. Например, они
могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или его назначит воспитатель.
Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные
игры - строительные, сюжетные, (например, «Построение дома», который «переоборудуется» многократно и может превратиться в другое сооружение, куда дети проводят электричество, телефон, возле которой строят баню и.).
Таким образом, незаметно для детей ведется работа по обогащению словаря, развития воображения и мышления. Дошкольники подводились к связному рассказыванию, словесному творчеству и речевому общению. Сюжетно – ролевые игры приобретали творческий характер. Действия участников игр становится согласованными. У детей вырабатывается навык организации совместных игр, зародилось ролевое общение в игре.