Светлана Колтунова
Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного развития детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
"Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного развития детей 4-5 лет"
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Важнейшее место в ряду человеческих способностей, обеспечивающих успех любого вида деятельности, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной и точностью улавливать и передавать нюансы внешних свойств предметов и явлений. Успех интеллектуального и эстетического развития, а также готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависят от уровня его сенсорного развития.
Публикация «Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного развития детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Как показали исследования психологов Л. А. Венгера, Н. Б. Венгера, А. В. Запорожца, Э. Г. Пилюгиной, В. С. Мухиной и др. значительная часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Это объясняется наличием проблем в области сенсорного развития личности. Истоки подавляющего числа способностей человека лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в ранние периоды детства. Так как именно данный возраст является сензитивным периодом для сенсорного воспитания. Но процесс сенсорного воспитания в данном возрасте не заканчивается, новые, более глубокие и сложные ориентировки продолжают формироваться на протяжении всего дошкольного и даже младшего школьного возраста. Так что же такое сенсорное развитие ребёнка?
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и так далее.
Особое значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед педагогами дошкольных учреждений задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Как доказали исследования Л. А. Венгера, А. Л. Венгера, Н. Б. Венгера, Э. Г. Пилюгина, З. Богуславской, О. Дьяченко, сенсорные способности детей активно развиваются в дидактических играх. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
При этом под дидактическими играми подразумеваются специально созданные взрослыми игры, выполняющие определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. А под дидактическими упражнениями понимаются многократные повторения ребенком умственных и практических действий заданного содержания, предполагающее применение знаний в действии, что и определяет их обучающее и развивающее значение.
Для сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста можно включать в их деятельность дидактические игры и упражнения, в основе которых лежат элементы программы по сенсорному развитию детей Марии Монтессори, использование рекомендаций Е. И. Тихеевой, Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюгиной и других авторов. При этом в детском саду особое внимание следует уделять игрушкам определённого цвета, разного размера и фактуры. Необходимо продумать систему использования этого материала, как в организованной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
В группе детского сада может быть создан специальный уголок, в котором будут собраны дидактические игры и пособия сенсорной направленности.
Примерный перечень дидактических игр сенсорной направленности в средней группе детского сада:
- пособия, изготовленные своими руками:
"Разноцветные коробочки" (на дифференциацию цвета);
«Город фигур» (для различения форм, цвета, ориентировок в пространстве);
«Пчёлка» (на дифференциацию цвета, ориентировок в пространстве);
- "Монтессори – материал" («Тактильные дощечки», «Коробочки с запахами», «Весовые тактильные мешочки», «Тактильные разноцветные мешочки», «Башня», «Геометрический комод», «Звучащие окошечки», «Песочная картина» и так далее.);
- дидактические игры промышленного производства (различные лото, домино, шнуровки, мозаики, вкладыши, пирамидки, сортеры, наборы геометрических фигур, палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша).
Все эти игры должны быть систематизированы и разделены по следующим направлениям:
Развитие мелкой моторики;
Ориентировка в цвете, форме, величине;
Развитие обоняния;
Дифференциация слуха.
Дидактические игры-занятия лучше всего проводить с детьми, которые организовываются с подгруппами детей, а также индивидуально, в течение всего учебного года.
На дифференциацию цвета можно использовать такие игры и упражнения, как, - «Разноцветные обручи», «Цветной волчок», «Радуга», «Орнамент», для различения форм – «Фигуры из палочек», «Чудесный мешочек», «Подбери по форме», «Составные картинки», для различения величины – "Пирамидки", «Построим лесенку», «У кого какая вещь?», «Что там?», а также комплексные игры и упражнения – «Назови цвет и форму», «Магазин», «Украсим кукольные платья», «Заплатки» и т. д. Эти занятия лучше проводить регулярно, повторяясь с небольшими изменениями и постепенным усложнением материала и самих заданий детям.
Сформированные в играх сенсорные навыки закрепляются в разных видах продуктивной деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, по аппликации, в конструировании).
Для сенсорного развития детей важную роль играет заинтересованность и осведомлённость родителей в данном направлении. В ходе индивидуальных и подгрупповых бесед и консультаций, родительских собраний, с помощью статей в «Уголке для родителей» родителей можно знакомить с информацией о значимости сенсорного воспитания детей, давать рекомендации о том, чем можно и нужно заниматься с детьми дома.
Подводя итоги вышесказанного, можно сделать выводы о том, что сенсорное развитие детей среднего возраста будет протекать успешнее:
при условии знания педагогом возможностей и учёте индивидуальных особенностей детей;
при наличии в группе хорошо оборудованной развивающей среды;
при системном использовании специально отобранных дидактических игр и упражнений;
при согласованной работе педагогов и родителей.