перескокова ольга
Актуальность познавательного развития дошкольников посредством коллекционирования
Статья «Актуальность познавательного развития дошкольников
посредством коллекционирования»
Перескокова О. П., воспитатель ДОУ
Актуальность моей педагогической деятельности обусловлена поиском более эффективных средств педагогического воздействия на развитие познавательной сферы дошкольников.
Публикация «Актуальность познавательного развития дошкольников посредством коллекционирования» размещена в разделах
Педагогическая ценность коллекционирования как раз и заключается в том, что это одно из ярких проявлений развития познавательного интереса и познавательной активности ребят.
В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируются ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность. Дошкольник приобщается к исследовательской деятельности, у него расширяется кругозор.
Коллекционирование способствует овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров коллекции, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.
Посредством коллекционирования я решала задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО:
1. Социально-коммуникативное развитие :
- развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, ответственности, доброжелательности;
- формирование представлений о предметах окружающего мира.
2. Речевое развитие :
- развитие общения;
- обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления представлений об окружающей действительности;
- создание в окружении ребенка культурной речевой среды и активизация детской речи.
3. Художественно-эстетическое развитие :
- формирование ручной умелости;
- развитие художественного творчества.
4. Физическое развитие :
- развитие мелкой моторики рук.
Но основные задачи были мною реализованы в рамках образовательной области «Познавательное развитие» :
- формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
- активизация познавательных процессов - восприятия, мышления, воображения, памяти;
- обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие поисковой и исследовательской деятельности;
- развитие познавательного интереса и познавательных действий.
Со старшими дошкольниками мы собрали несколько коллекций : коллекцию открыток о природе, коллекции пуговиц, магнитов «Города России», матрешек, киндер-игрушек, семян овощей, коллекцию природного материала.
Все коллекции находятся в свободном доступе и используются в различных видах деятельности.
Как показал опыт, коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательной сферы дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
Литература:
1. Прохорова Л., Кулешова Н. Воспитываем коллекционеров. Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников. – Издательство «5 за знания», 2006.
2. Вербенец А. М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника : феномен, особенности, приемы поддержки // Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика». № 5, 2015 г. стр. 76 – 91.