Софья Морозова
Организация познавательного развития посредством ознакомления с миром природы
Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы.
От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский
В раннем и дошкольном возрасте процесс познания у ребенка носит эмпирический характер.
Публикация «Организация познавательного развития посредством ознакомления с миром природы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Взрослые создают условия и организуют образовательные предложения так, чтобы дать возможность ребенку получить богатый и разнообразный опыт переживания мира в различных аспектах: как предметный (вещественный, социальный, культурно- исторический, телесный. Хорошо использовать в практике принцип “целостного опыта”, согласно которому дети дошкольного возраста не побуждаются воспитателем к теоретическому размышлению над содержанием опыта или к усвоению “знаний” о мире, оторванных от непосредственного переживания.
Ребенок-дошкольник переживает мир целостно, нерасчленённо, и эта целостность дифференцируется лишь постепенно.
Конкретно этот принцип выражается в том, что никакой работы с представлениями, отделенными от действия и чувственного восприятия детей, связанных с “закреплением знаний”, не проводится.
Обращаясь с предметами, исследуя, изучая их, маленький ребенок усваивает представления об их свойствах естественным образом, без специального обучения
Познавательное развитие в дошкольном возрасте имеет в своей основе образное мышление и творческое воображение.
Эффективнейшим средством для развития этих способностей является свободная игра детей и другие виды совместной деятельности детей и взрослых, способствующих развитию образного мышления и творческого воображения.
Ребенок познает мир, осмысливая и перерабатывая свой опыт опосредованно через речь (слово) в коммуникации со взрослыми и сверстниками. То есть задачи познавательного развития решаются параллельно с задачами социально-коммуникативного и речевого развития и немыслимы в отрыве от них.
Для повышения уровня познавательного интереса маленьких детей использовались следующие формы работы:
Наблюдение. Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить.
Во время прогулок рассматривали окружающую нас природу, а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животных Беседовали о явлениях природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т. д.
В морозные и дождливые дни наблюдаем, глядя в окно. У трехлетнего ребёнка есть целый мир – «мир за окном».
Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Вид в окне – это удивительные открытия.
В группе проводим наблюдения за комнатными растениями, объектами «зеленой грядки»: лук, тюльпаны, огурцы, помидоры.
Экспериментирование.
Дети в этом возрасте очень любят экспериментировать, исследовать разные предметы, потому что окружающий малыша мир огромен, интересен и неизвестен для них. Например:
1. Переливание воды из одного стакана в другой (льётся, журчит, течёт);
2. Добавление в прозрачную воду разных красок (на изменение цвета воды);
3. Изготовление цветных льдинок (на морозе вода замерзает);
4. Принесение в группу снега (он растаял, превратился в воду – в тепле, снег тает; вода грязная – снег есть нельзя);
5. Изучение свойства воды: (вода бывает разной – горячей, тёплой, холодной);
6. Изучение свойства предметов: (тяжёлый и лёгкий (на вес);
Со вниманием малыши наблюдали самые простые, повседневные, с точки зрения взрослого человека, явления и события, а для них это - грандиозные открытия. Во время экспериментов, опытов и наблюдений дети делают выводы, убеждаются в том что:
- если камешки намочить, то они изменяют цвет;
- из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого – можно;
- не все предметы тонут в воде;
- в одной луже можно намочить ноги, а в другой - нет;
- шишки и листья такие разные;
- снег тоже мокрый, как и вода.
Художественное слово.
Большую роль в развитии познавательного интереса детей играет художественное слово: стихи, загадки, рассказы, сказки.
Хочется отметить, что народные сказки наиболее важны для малышей.
Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с миром природы, добром и злом.
Малышам более доступны к пониманию народные и придуманные ими сказки. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Во многих народных сказках природа воспринимается как источник пользы для человека. Дети узнают из сказок, как много благ дает нам природа, а затем делается вывод: природу надо беречь и охранять.
Творческая деятельность.
Большое значение для повышения уровня познавательного интереса малышей имеют ИЗО - игры (технология ТРИЗ, игры с бумагой, ручной.
Такие ИЗО - игры полезны не только для развития познавательного интереса детей, но и для развития мелкой моторики пальцев рук. Дети узнают, что руки – «трудяги» могут всё на свете.
Бумага – наиболее доступный для ребёнка материал. Малыши любят рвать, сминать бумагу. Им нравится превращать бумагу из листа в комок, шуршать ею. Из сжатой бумаги, природного материала мы делаем объемные игрушки, коллажи, коллективные работы, например: натюрморты «Овощи», «Фрукты», «Зимний гость», «Новогодняя ёлка», «Зимушка - зима», «Осень в лесу», «Ёжик на прогулке», «Синее море», «Цветы для мамы», «Обжорка», «Летний день» и другие.