Татьяна Рабовлюк
Консультация «Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма
Сейчас среди детей очень распространены нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия). Проявляются они в следующем: при чтении ребенок – не может составить из букв слоги (отрывает в нем звуки друг от друга, переставляет местами звуки в слове, неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие, при чтении пропускает буквы, может добавлять лишние звуки, читает очень медленно, плохо понимает прочитанный материал, не может запомнить прочитанное и пересказать его.
Публикация «Консультация „Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма“» размещена в разделах
При письме- не может писать ровно, т. е. удерживать строку, пишет буквы разного размера, заменяет одни буквы другими, добавляет буквы в словах, пропускает буквы в словах, переставляет буквы, может писать слева направо, разрывает слово на части, слитно пишет два слова подряд, у ребенка очень плохой почерк. Причины формирования нарушений чтения и письма
• У ребенка нарушен речевой слух
• Он путает произносительные образы звуков
• Плохо различает и запоминает начертания похожих букв
• Не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объем материала
• Не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков
• У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки
Причины формирования нарушений чтения и письма
1. Уребенка нарушен речевой слух-т. е. он не различает одни звуки от других, поэтому он путает при чтении и на письме те звуки, которые плохо различает
2. Ребенок путает произноси- тельные образы звуков – это бывает, когда ребенок недавно научился произносить звуки, а до этого заменял их на другие. В этом случае он будет читать и писать так, как недавно произносил.
3. Ребенок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.
4. Реенок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объем материала (зрительного или слухового).Например, он не может воспринять целиком все слово (или предложение). Отдельные его части выпадают из его поля зрения или слуха.
5. Ребенок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно будет определять последовательность букв или звуков в слове
6. У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо, он может писать буквы в зеркальном отражении.
Для того, чтобы избежать подобных нарушений, необходимо развивать у ребенка :
- речевой слух
-способность воспринимать на слух и анализировать единицы речи
-добиваться устойчивого правильного звукопроизношения
-достаточный зрительный и слуховой объем
-способность воспринимать и анализировать пространственные отношения