Мельникова Лариса Леонидовна
Консультация для педагогов «Особенности овладения дошкольниками графикой письма»
▼ Скачать
Тема : «Особенности овладения дошкольниками графикой письма»
Дискуссионной является проблема обучения письму детей шестилетнего возраста. Большинство методистов нашей страны придерживаются мнения, что на дошкольном этапе необходимо осуществлять подготовку детей к овладению письмом, а обучение начинать с поступления ребенка в школу. Письмо – сложный процесс, требующий развития координации движений руки, глазомера, слухового внимания, зрительного восприятия, умения ориентироваться на листе бумаги. Навык письма является двигательным навыком. Особое внимание нужно уделять развитию движений пальцев и кисти руки, чувству ритма.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности овладения дошкольниками графикой письма“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Графические умения тесно связаны с развитием координации, произвольным характером и ритмической организацией движений. Ребенку нужно чаще давать возможность активно двигаться, играть с обручем, мячом, теннисной ракеткой, прыгать через скакалку.
В основе рисунка и письма лежит смысловой жест. Важно поставить выразительный жест, использовать штриховые шаблоны, рисовать линии для становления каллиграфического письма. Нельзя забывать, что в основе письменной речи лежит ритмический колебательный процесс, который осуществляется пальцами и кистью руки.
В занятиях, составленных из ритмических упражнений и игр, формируется восприятие. Дети быстрее овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа в игровой форме.
У многих детей нарушено сенсомоторное развитие, слабо налажена преемственность в переходе от первичных и основных движений к движениям тонкой моторики, письму, речи.
Одной из ошибок родителей является попытка научить ребенка 2,3,4-х лет читать и писать. При этом не учитывается, что координация определенных центров мозга еще не отработана на уровне сигнальной системы. Так как у старших дошкольников тип мышления наглядно-образный. Им еще трудно мысленно производить операции анализа и синтеза состава слов. Чтобы сделать доступным для детей сложные виды звукового, слогового анализа мы используем много наглядности: цветовую символику обозначения гласных и согласных звуков, звуковые карточки, картинки, игрушки. Работа по фонематическому анализу связана с качеством письменной речи и гарантирует высокое качество чтения. По мере накопления практического опыта ребенка, расширяется его деятельность, в том числе и ручная. Началу развития мышления дает рука.
При восприятии звуковых ритмов вестибулярный и слуховой анализаторы согласуют внешние условия совершаемых движений с внутренними биоритмами организма. И тогда формируется временной ритм движения – прыжка, плавания, бега, танца – как основу будущего ритма речи и письма.
Совершаемые по словесной инструкции двигательные действия, игры с правилами влияют на развитие произвольности психических процессов, на становление функции планирования, контроля. Во время выполнения упражнений укрепляются мелкие мышцы кисти, развивается гибкость и подвижность пальчиков. Эффективным средством подготовки дошкольников к овладению графикой письма, развития психических процессов можно назвать физические упражнения.
При ознакомлении с новой игрой ребенок пополняет словарный запас, учится применять метафоры, сравнения. Можно сказать, что значение пальчиковых игр для развития речи огромно. Массаж кисти, пальчиков способствует укреплению иммунной системы, на положительное самоощущение детей.