Анна Виль
Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 7 классе школы-интерната VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель - логопед: Виль
Анна Андреевна
Рассмотрено на заседании МО
Классных руководителей и воспитателей
Протокол № ___
от «___» ___ 2014
Руководитель МО___
г. Уяр, 2014 г.
Пояснительная записка
Структура речевого дефекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью сложна и многообразна по своим проявлениям: она может включать как звуковую (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, так и смысловую (недоразвитие грамматического строя, бедный словарный запас) сторону речи.
Публикация «Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 7 классе школы-интерната VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1) Так, на первом месте преобладающим в структуре речевого дефекта умственно отсталых детей является семантический дефект, понимание речи у учащихся с системным недоразвитием речи легкой степени также недостаточно сформировано. Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Дети часто не могут установить связи между серией картин, последовательно пересказать текст. Страдают операции анализа и синтеза. Учащиеся испытывают трудности при звукослоговом анализе слов, составлении слов из букв и слогов, данных в беспорядке.
2) Связная речь учащихся с системным недоразвитием речи легкой и средней степени также характеризуется качественными особенностями. В процессе диалогической речи умственно отсталые дети часто не могут ясно и четко передать содержание какого-либо события, не ориентируются на собеседника. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. На основе случайных ассоциаций добавляется события, детали, которые отсутствуют в тексте.
3) При системном недоразвитии речи легкой и средней степени наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется оно в аграмматизмах, трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксическая структура предложения. При составлении предложений по картине наблюдаются замены слов по смыслу. При повторении предложений дети также заменяют слова по смыслу, пропускают их. При составлении предложений из слов в начальной форме наблюдаются добавления слов, легкие аграмматизмы (нарушение согласования слов в роде, числе и падеже). Дети часто не знают предлогов.
4) Недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Словарный запас беден, отмечается неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение слов абстрактного значения вызывает большие трудности. Часто слова заменяются по семантическому сходству. Длительное время слово так и не становятся истинными понятиями.
5) У детей с системным недоразвитием речи легкой и средней степени отмечается недоразвитие речеслуховой дифференциации звуков речи, которая впоследствии приводит к большому количеству замен в письменной речи. Чаще всего умственно отсталые дети затрудняются в дифференциации твердых – мягких, звонких – глухих, шипящих – свистящих согласных, аффрикат и звуков, входящих в их состав.
6) Надо отметить, что у учащихся с умственной отсталостью часто нарушения письма сопровождаются нарушениями чтения (дислексия) :
• недостаточность представлений о звуко-буквенном составе слова: возникший у ребенка в процессе чтения звуковой образ слога или слова не сразу узнается. Так возникает чтение по догадке с частой заменой одного слова другим. Этим объясняются – замены слова и смешение элементов слова, как ошибки восприятия, проявляющиеся в результате неправильного схватывания слова по его отдельным опознавательным признакам. В одних случаях одно слово может заменяться другим на основе фонетического сходства, а также неправильного произношения и различения звуков. В других случаях ошибки, связанные с заменой слов, обусловлены тем, что у детей слабо развито чувство языка, и они полностью пренебрегают формальными частицами, характеризующими части речи (богатырь – “богатый”, короткие – “которые”, унес – “у нас”)
• для понимания содержания прочитанного нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значения. В то же время словарный запас у детей с интеллектуальной недостаточностью ограничен. Многих слов дети не знают; значение других слов понимается лишь в определенной ситуации, а в другом контексте. Таким образом, чтение учащимися, как редактором, используется редко и неэффективно, в силу своей дефектности.
Учащиеся с такими нарушениями особенно нуждаются в логопедической помощи. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Основные направления работы
Коррекционная работа по преодолению дисграфии и дислексии проводится в 4 этапа: первый – диагностический, второй – подготовительный, третий – коррекционный и четвертый – оценочный.
Первый (диагностический) этап
На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. При проведении диагностики следует подключать школьного психолога.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка, анализ ошибок.
2. Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ по опорным словам, серии сюжетных картинок.
3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой текстовой методики (письменно).
4. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.
5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.
Второй (подготовительный) этап
На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие “страха письма”, неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.
Общая характеристика психологической коррекционной работы
1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.
2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
3. Развитие внимания: важно для нахождения “ошибкоопасных” мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).
4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объектов запоминания.
5. Развитие мышления.
Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дисграфических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Комплексный подход данной методики по коррекции дисграфии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, пробелов лексико-грамматических категорий, связной речи и чтения.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.
2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.
3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.
4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные “ъ” и “ь”.
5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.
6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.
8. Глагол. Начальная форма глагола.
9. Дифференциация приставок и предлогов.
10. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.
11. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
Четвертый (оценочный) этап
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Общая характеристика коррекционной работы
Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.
При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале.
К концу прохождения программы учащиеся должны уметь:
• Писать под диктовку текст, с минимальными погрешностями применять правила проверки написания слов;
• Разбирать слова по составу;
• Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
• Различать части речи;
• Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
• Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
• Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова);
• Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
• Названия частей речи, их значение;
• Наиболее распространенные правила правописания слов.
Поурочный годовой план работы
с группой учащихся 7 класса, имеющих речевое заключение:
«СНР, смешанная дисграфия»
Недели Занятия Темы и содержание коррекционной работы Грамматические лексические темы, используемые на занятиях Коррекция связной речи
1 2 3 4 5
Сентябрь
I Фронтальное обследование
II
I-II этапы (диагностико-подготовительные)
III 1 Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.
2
IV 3
4 Логопедическое заключение
III этап (коррекционный)
Октябрь
I 5 Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Состав слова
6 Единообразное написание гласных и согласных звуков в корнях слов, приставках. Работа с деформированным текстом.
II 7 Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Использование орфографического словаря.
8 Сложные слова.
Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными О и Е. Продолжение рассказа по данному началу.
III 9 Имя существительное.
Основные грамматические категории
(род, число, падеж, склонение).
Существительное как часть речи.
10 Изменение имени существительного по числам и падежам Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе Составление рассказа по опорным словам.
IV 11 Изменение имени существительного по числам и падежам Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе
12 Закрепление темы «Имя существительное» Диктант
Ноябрь
I Каникулы
II 13 Имя прилагательное. Значение прилагательного в речи. Прилагательное как часть речи Распространение предложений определениями
14 Изменение имени прилагательного по родам и числам Сочинение по картине с дополнением предшествую-щих событий
III 15 Согласование прилагательных с существительными Окончания прилагательных
16 Закрепление темы «Имя прилагательное» Самостоятельная работа
IV 17 Местоимение Местоимение, как часть речи
18 Изменение местоимений по лицам и числам
Декабрь
I 19 Изменение местоимений по лицам и числам Склонение и правописание личных местоимений в единственном и множественном числе Изложение с изменением лица и времени
20 Согласование местоимений с существительными и глаголами РНО
II 21 Закрепление темы «Местоимение» Самостоятельная работа
22 Имя числительное Числительное как часть речи
III 23 Изменение числительного по падежам Согласование имени существительного с именем числительным
24 Изменение числительного по падежам Согласование имени существительного с именем числительным Составление рассказа по опорным словам
IV 25 Предлог.
Значение предлогов. Правописание предлогов
26 Предлог. Союз. Местоимение.
Диктант
Январь
I Каникулы
II
III 27 Глагол. Глагол как часть речи
28 Времена глагола Прошедшее, настоящее и будущее время глагола Сочинение по личным наблюдениям
IV 29 Изменения глагола по лицам Окончания глаголов 2 лица –
-шь, -шься
30 Изменения глагола по родам и числам Окончания на –
-ся (-сь)
Февраль
I 31 Изменения глагола по родам и числам Окончания на –
-ся (-сь)
32 Изменения глагола по лицам числам Написание «не» и «ни» с глаголами Изложение с изменением лица и времени
II 33 Изменения глагола по лицам числам Написание «не» и «ни» с глаголами
34 Закрепление темы «Глагол» Диктант
III 35 Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении
36 Простое предложение с однородными членами Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Сочинение по картине с дополнением последующих событий
IV 37 Простое предложение с однородными членами Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.
38 Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночными союзами а, но, повторяющимся союзом и Знаки препинания при однородных членах Распространение предложений однородными членами предложений
Март
I 39 Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночными союзами а, но, повторяющимся союзом и Знаки препинания при однородных членах Составление схем предложений
40 Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов Знаки препинания Продолжение рассказа по данному началу
II 41 Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов Знаки препинания Составление схем
42 Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов Знаки препинания Составление схем
Составление рассказа по опорным словам
III 43 Закрепление темы «Предложение» Знаки препинания Составление схем
44 Закрепление темы «Предложение Диктант
IV Каникулы
Апрель
I 45 Обращение Знаки препинания при обращении
46 Обращение Знаки препинания при обращении Деловое письмо :
Заявление о приеме на работу
II 47 Словообразование
Дифференциация приставок «по-»,
«под-», «у-», «от-», «за-», «к-» Приставка. Лексическое значение приставки
48 Образование глаголов с помощью приставок Составление телеграммы
III 49 Суффикс. Лексическое значение суффикса Суффиксальный способ образования различных частей речи.
Образование названий детенышей животных
50 Словообразовательная модель.
От словообразовательной модели к лексическому значению слова Овладение навыками анализа лексического значения слова на основе словообразовательной модели Составление рассказа по опорным словам с последующим их изменением
IV 51 От словообразовательной модели к определению грамматических свойств слова Формирование навыков грамматико-словообразовательного анализа слов на основе словообразовательной модели
52 От словообразовательной модели к выбору написания Анализ словообразовательных моделей как средство повышения орфографической грамотности Самостоятельная работа
IV этап (оценочный)
Май
I 53 Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
54
II 55
56
III Фронтальное обследование
IV
Индивидуальный план коррекции акустической дисграфии
Акустическая - замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т. д., свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д., аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т. д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме : «писмо», «лубит», «больит» и т. д.
№ Тема занятия Содержание работы Дата
1 Дифференциация гласных 0 — Ё Гласная буква Ё.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё.
Дифференциация гласных букв 0 — Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
2 Дифференциация гласных Ы — И Гласная буква И.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях. предложениях и тексте
3 Дифференциация гласных Э — Е Гласная буква Е.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э — Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
4 Мягкий знак Мягкий знак.
Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Мягкий знак в функции разделения.
Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения
5 Звонкие и глухие согласные Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
6 Звуки Б — Б',
П — П' Звуки Б — Б', П — П'.
Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло-жениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
7 Звуки В — В', Ф — Ф' Звуки В — В', Ф - Ф'.
Дифференциация звуков В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетани-ях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
8 Звуки Г - Г', К- К',
X - X' Звуки Г – Г', К - К'.
Дифференциация звуков Г — Г', К — К', X — X' изолированно, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
9 Звуки Д - Д', Г -Г' Звуки Д — Д', Т — Т'.
Дифференциация звуков Д — Д', Т — Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
10 Звуки 3 — 3', С — С' Звуки 3 - 3', С — С'.
Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
11 Звуки Ж - Ш Звуки Ж — Ш.
Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
12 Лабиализованые гласные.
Звуки 0 — У Закрепление знаний о гласных звуках 0, У. Соотнесение звуков с символами и буквами.
Сравнительная характеристика звуков.
Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, пред-ложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.
13 Лабиализованые гласные. Буквы Ё — Ю Буквы Ё — Ю. Соотнесение букв с символами.
Дифференциация гласных букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
14 Дифференциация соноров. Звуки Р — Р'-Л-Л' Звуки Р — Р', Л — Л'.
Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
15 Звуки Л - Л' - Й Звуки Й, Л — Л'.
Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
16 Дифференциация свистящих и шипящих звуков Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках.
Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
17
18 Звуки С — С, Ш Звуки С — С, Ш. Дифференциация звуков С — С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
19 Звуки 3 — 3', Ж Звуки 3 — 3', Ж.
Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
20 Звуки С — С, Ц Звуки С — С, Ц.
Дифференциация звуков С — С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
21 Звуки ТС — Ц
(на усмотрение лого-педа) Знакомство со звуками ТС— Ц.
Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
22 Звуки Ч - Щ Звуки Ч — Щ.
Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
23 Звуки Ч — ТЬ Звуки ТЬ — Ч.
Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
24 Звуки Ч - Ш Звуки Ч — Ш.
Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие слуховых дифференцировок.
25 Звуки Ч — Ц (на ус-мотрение логопеда) Звуки Ч — Ц.
Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
26 Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков.
27 Заключительный этап Развитие связной речи. В коррё кционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение.