Наталья Волобуева
Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация логопеда
«Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».
С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют те или иные нарушения устной и письменной речи, выраженные в большей или меньшей степени. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Почему же возникают подобные нарушения?
Публикация «Консультация логопеда „Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Не следует считать ошибки чтения и письма нелепыми и объяснять их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи:
• звукопроизношения (часто ребенок пишет так, как говорит, поэтому фонетические нарушения, особенно в сочетании с нарушением фонематического слуха могут стать причиной буквенных замен написьме : «лыба» вместо «рыба», «йиса» вместо «лиса», «сапка» вместо «шапка»). В группу риска входят дети имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированнсти фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
• фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи – при этом нарушении ребенок не различает на слух гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие. Поэтому в тетрадке мы встречаем «клёква», «делефон», «медфедь», «чапля». Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза – как следствие при письме пропускает буквы (млоко, зимня дорога, слоги, пишет слитно 2 слова или, наоборот, одно разделяет на два);
• лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи. При достаточной сформированности данной категории вы не увидите «пять яблоков», «в животу», «голубой река»).
Недостаточное развитие зрительного и пространственного восприятия приводит к невозможности усвоить образ буквы, запомнить расположение ее элементов, письмо и чтение справа налево, смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
Психические функции (память, внимание, восприятие, мышление) должны соответствовать возрастной норме! Если ребенок не может запомнить, например, порядка следования друг за другом предметов или звуков, он не сможет воспроизвести их в нужной последовательности на письме, т. е. чтение и письмо под диктовку станет непосильной задачей.
Развитие графомоторного навыка в том числе и мелкой моторики является важным компонентом готовности к освоению грамоты (иначе часто будете слышать, что Ваш ребенок как курица лапой пишет)
Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или справиться с ней.
К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.
Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.
Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.
Не расстраивайтесь, если у Вашего ребенка есть те или иные предпосылки для нарушения чтения или письма. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия - раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. При своевременной диагностике и коррекции Вы можете значительно облегчить ему процесс обучения и сделать из него хорошиста и даже отличника.
Предлагаю Вам ряд упражнений, направленных на развитие и коррекцию тех или иных нарушений в речевом развитии :
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи (игры «Кто как голос подает», «Какой музыкальный инструмент ты услышал», «Кто тебя позвал», «Поймай звук», «Хлопни на звук А, топни на звук У» и т. п.). Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз (различные инсценировки). Различение слов, близких по звучанию (каша – касса, крыша-крыса и т. п.)
2. Работа над звукопроизношением (здесь вам поможет специалист-логопед, который даст всю необходимую информацию по работе с именно Вашим ребенком).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа (выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков; назвать, какой звук есть в названиях нескольких картинок (н-р, шапка, карандаш, подушка – [ш], зазывая картинки, попросите определить какой звук первый, какой последний, какой в серединке, игра «Закончи слово» буквой или слогом, предложите ребенку поменять один звук в слове, и посмотреть, что получится: сам –сом –сон –сын.)
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им (игры «Подбери слово» - акула плавает, а муравей…; «Дополни предложение» - мама ругала меня, потому что…; отгадывание загадок, называние частей предметов – у чайника есть носик, донышко, крышка, бока, ручка; «Назови одним словом», «Скажи наоборот»).
5. Развитие грамматических навыков(«Назови профессию», «Назови детенышей животных», «Большой – маленький», «Какой сок из…», обратите внимание на использование ребенком предлогов в речи : не пропускает ли их, правильно ли использует, понимает ли их значение, на употребление окончаний).
6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.
7. Развитие пространственной и временной ориентировки (различение понятий верх, низ, право, лево, между, знание дней недели, месяцев, сезонов и их последовательности.
8. В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук). Чем лучше развиты движения пальце рук, тем лучше и быстрее формируется граформоторный навык (важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша. Это будет способствовать четкому, достаточно красивому и быстрому письму.
Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.
Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.