Копрянцева Анастасия Анатольевна
Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа с родителями
«Предупреждение нарушений чтения и письма»[/i]
Уважаемые родители! Обратите внимание на следующее:
Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен хороню овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.
Публикация «Беседа с родителями „Предупреждение нарушений чтения и письма“» размещена в разделах
В настоящее время у специалистов уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Такая убеждённость основана на многолетних наблюдениях над детьми, имеющими трудности в овладении письмом.
В чём же конкретно заключаются эти предпосылки (своего рода умения, которые позволят ребёнку успешно и без особых затруднений овладеть грамотой? К ним относятся следующие:
• полноценность владения речевыми звуками (правильное их. произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове);
• достаточность словарного запаса;
• сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие;
• владение связной речью;
• сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу).
Мы не говорим здесь о полноценности таких психических функций, как память, внимание, мышление и другие, а также о необходимости развития тонкой ручной моторики, что тоже является необходимыми предпосылками овладения письмом.
Как видим, первые четыре из названных выше предпосылок письма относятся к состоянию устной речи ребёнка. Действительно, чем лучше будет развита ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая на этой основе письменная речь. Такая прямая зависимость качества письменной речи от устной объясняется тем, что письменная речь является лишь отражением (или как бы переводом в письменную форму) имеющейся у человека устной речи. По этой причине письменная речь никак не может быть богаче и "умнее" устной. Возможно лишь противоположное соотношение, когда люди, свободно владеющие устной речью, затрудняются эти же самые мысли изложить на бумаге.
Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков) обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также и приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступивший в школу ребёнок не владеет названными умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте или, в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не смогут быть преодолены без специальной логопедической помощи.
Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи — существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слона (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. н., которые начинают усваиваться детьми примерно с трёх — трёх с половиной лет.
Грамматические нормы языка. Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребёнок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, надежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. Например, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но стол при этом так и остаётся столом. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.
Грамматической системой словоизменения ребёнок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны и при нормальном ходе речевого развития часто "опережаются".
Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать спои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определённые трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребёнка, в других же это можно выявить лишь в процессе специального исследования.
Что касается зрительно-пространственных представлений, то их сформированность необходима для чёткого усвоения ребёнком зрительных образов букв.
К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Так, например, несформированность зрительно-пространственных представлений, не причиняющая особых "неприятностей" в дошкольном возрасте, существенно затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.
Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставание в развитии детей и обязательно преодолеть его до начала обучения грамоте.
• Почему ребёнку трудно учиться писать?
Большинство детей, начинающих школьное обучение испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологии, психологи, причины этого кроются в том, что мышцы пальцев и кистей рук ещё слабы и быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т. д.
• Как помочь ребёнку избежать трудностей?
Чтобы сократить затраты физиологических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку ребёнка в процессе обучения технике письма, необходимо провести подготовительную работу.
1. гимнастика пальцев и кистей рук;
2. ориентирование на листе бумаги;
3. формирование элементарных графических навыков.
Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребёнка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слов. Для развития этих способностей имеются разнообразные упражнения.
Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях. Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится 2-3 минуты в начале и в середине каждого занятия. Упражнения по ориентированию на листе бумаги отводится, как правило, в конце занятия.
• Как правильно сидеть при письме?
Стол, за которым сидит ребёнок, и стул должны соответствовать его росту. Наклонное положение крышки стола благоприятствует сохранению зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи должны быть расправлены и находиться на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги, согнуты в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку. Локти пишущего ребёнка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около десяти сантиметров от туловища.