Валерия Солосенкова
Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
Публикация «Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.
Задача духовно-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения. Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.
Дети не видят главных признаков «хороших и плохих» поступков. Они редко могут договариться между собой, почти не проявляют чувств товарищества и взаимопомощи. Все это говорит о низком уровне развития коммуникативных навыков и социализации детей с задержкой психического развития.
Также у детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Поэтому работа педагогов ДОУ должна быть нацелена на создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих формировать у детей с ЗПР умения ориентироваться в социальной среде, формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать, формирование духовно-нравственных качеств личности.
С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.
С самого рождения дети с нарушениями развития имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. Наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, неполноценности, психологической и физической боли. Это усугубляет оторванность ребенка от окружающего мира и впоследствии может проявиться в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.
Поведение дошкольников с ЗПР не соответствует возрасту и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации; размытость нравственных норм; видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение; становление нравственности в сторону ее прагматичности.
В силу ослабленного психического и эмоционально-волевого развития (инфантилизма, неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с ЗПР, как правило, прибегают к более доступным, то есть девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство, бродяжничество). Это, в свою очередь, приводит к тому, что они стремятся подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. Соответственно, подобное поведение будет негативно сказываться на формировании положительных сторон личности, на совершенствовании собственного «Я» ребенка и на развитии нравственного идеала, а также нравственных чувств.
Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. При любом направлении работы с детьми, имеющими задержку психического развития, не стоит забывать, что этот затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для развития всех сфер личности, в том числе и нравственной сферы, и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
Помощь ребенку с отклонениями в развитии – это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методиста лечебной физкультуры, психолога, но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выгосткий. — М. : Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
2. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие /Н. А. Деревянкина. - Ярославль, 2003
3. Козловская, Н. А. Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника [Текст] / Н. А. Козловская, И. С. Морозова // Интеграция образования. – 2007. – № 3/4. – С. 182–187.
4. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст] : дис. на соиск. ученой степ. доктора психологических наук / Мельникова Нина Васильневна. - Курган., 2009.- 352с
5. Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние [Текст] / Е. В. Чекина. – Гродно : ГрГУ, 2008. –119 с.
6. Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм [Текст] : Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. с. 59—108.