Приложение МААМ

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики

Наталья Ефимова
Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится успешная социализация личности, что также определено федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Публикация «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики» размещена в разделах

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

«Родной край, его история, - писал академик Д. С. Лихачёв,- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»[1]. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, каждой страницы нашей отечественной истории.

Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы». [2]

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и воспитания духовности. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства выступает музейная педагогика и краеведение, которые могут стать помощниками в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка, помогут заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить среди людей. С их помощью можно провести многовековую связь между прошлым и настоящим, и «погрузить» ребенка в историческое прошлое родного края.

Основной целью работы педагогов в дошкольном учреждении является создание условий для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников через организацию краеведческой работы в процессе взаимодействия с социокультурными учреждениями.

Для формирования нравственных качеств необходима благоприятная предметно-развивающая среда, насыщенная материалом краеведческого содержания, использование проектно-исследовательского и экспериментального методов. Так как в группе невозможно создать все необходимые условия ввиду специфичности краеведческой работы, возникает необходимость восполнить это через сотрудничество с краеведческим музеем. Взаимодействие с семьей позволяет педагогам проводить данную деятельность через совместные мероприятия, направленные на формирование полноценно развитой личности и присущих ей качеств: любовь, эмпатия, добро, взаимопомощь, трудолюбие, вежливость, предупредительность, скромность, общительность.

Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Совместно с музейными работниками и родителями проводятся экскурсии, во время которых дети знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в сохранении культурных и исторических ценностей. Экскурсоводы краеведческого музея знакомят детей с правилами поведения в залах музея, рассказывают о профессиях сотрудников музея.

В связи с отдаленностью расположения, между дошкольным образовательным учреждением и городским краеведческим музеем определена такая форма работы как заочные экскурсии.

Экскурсия «Крепость – Старый Оскол» вдохновила педагогов на

проведение в детском саду выставки по краеведению. В рамках организации выставки, была проведена большая совместная работа воспитателей, родителей и детей. Дети просмотрели фотографии из истории возникновения нашего города, познакомились с его традициями, памятниками, храмами. Узнали о старооскольских мастерах, знаменитых людях. Просмотрели короткометражные фильмы «Игрушки военных лет», «Народные костюмы Белгородской области». Вместе с детьми выставку посетили и родители. Многие из них признались, что никогда не были в городском краеведческом музее, и возникло большое желание его посетить.

Во время проведения экскурсий на тему «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» сотрудники музея предоставляют материалы времён Великой Отечественной войны. Дети с огромным интересом рассматривают музейные экспонаты. Эти мероприятия оставляют в душах детей неизгладимый след. И в праздник Победы ребята со своими родителями поздравляют ветеранов, посещают памятные места времён ВОВ, смотрят праздничный салют. После памятных дат дети выражают свои чувства в художественно-эстетической и продуктивной деятельности.

Прекрасные возможности в духовно-нравственном воспитании представляются через знакомство старших дошкольников с традициями, обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа.

В ходе проведения экскурсий дети получают знания об истории и традициях родного края, его жителей и у них появляется интерес к истории своего рода. Совместно с родителями осуществляются проекты «Моя родословная», «Герб нашей семьи», «Родное Приосколье», «Бабушкины посиделки», «Дом, в котором мы живем. Семейные традиции».

Музейная педагогика способствует активному приобщению детей к культурному богатству родного края, формированию эмоционально окрашенного чувства причастности дошкольников к наследию прошлого и, как следствие, развитию его духовности, нравственно – патриотического воспитания.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста». 1. Введение. 2. Основные цели и задачи духовно-нравственного развития.

Педсовет «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста путем построения целостного педагогического процесса» Тема педсовета «Духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса». Цель:.

Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства. Нравственное воспитание в раннем дошкольном.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Использование музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданско - патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать,.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» .

Нравственно — патриотическое воспитание посредством музейной педагогики (национальный культурный компонент)Нравственно — патриотическое воспитание посредством музейной педагогики (национальный культурный компонент) У каждого народа в ходе его истории выработаны свои традиции, обряды,обычаи - собирательство, охота,рыболовство, земледелие и т. д. Мы знакомим.

Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами музейной педагогики Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте, я считаю, является подготовка ребёнка к школе. Поэтому необходимо в полной мере развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики
Опубликовано: 16 октября 2016 в 21:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ефимова (УИ 284038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД