Виктория Донцова
Становление и развитие тьюторства в России
▼ Скачать + Заказать документы
Становление и развитие тьюторства в России
В. Э. Донцова
Г. А. Литашина
Аннотация:В статье показан исторический анализ возникновения и развития тьюторства в России. Представлены некоторые принципы тьюторской деятельности, историческая и образовательная значимость тьюторства. Показана специфика внедрения тьюторства в России.
Ключевые слова: тьютор, тьюторство, технология тьюторства.
Публикация «Становление и развитие тьюторства в России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа тьютера. Тьюторство
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тьюторская деятельность в современном обществе очень актуальна и необходима для современного общества. Термин, тьюторство в переводе с английского (домашний учитель, репетитор, наставник в обязанности которого входит обучение и сопровождение ученика)[1]. Тьюторство, в Россию пришло из британского образования, предстает в российской образовательной ситуации как инновационный элемент. Тьюторство не технология, а культура, которая создалась в истории параллельно культуре преподавания и обучения.
В отечественной образовательной системе никогда не было отдельной фигуры тьютора. Наставниками были домашние учителя, но в по сравнению с тьюторами, им не хватало открытого образовательного пространства, был лишь индивидуальный подход к ребенку. Также существовала традиция монастырских наставников-старцев и старчества на Руси, которую описал Ф. М Достоевский в романе «Братья Карамазовы» (духовные поиски Алеши Карамазова и наставничества старца Зосимы)[3]. Далее существовали гувернеры в аристократических семьях дореволюционной России. Тьюторство, как самостоятельное движение стало развиваться в России в конце 1980 года во время реформирования всей системы отечественного образования[4].
На сегодняшний день тьюторство активно внедряется в образовательных системах многих стран. В том числе и в России, где его развитие идет в различных направлениях: от сопровождения индивидуальной образовательной программы до обучения в рамках дистанционного курса.
Тьютор – это особый тип преподавателя, который, играет роль наставника, организатором самостоятельной деятельности обучающихся по освоению личностно-профессиональному саморазвитию [2].
Тьюторское сопровождение в школе сегодня уже перестает быть делом отдельных педагогов. На сегодняшний день в России существуют школы, в которых осуществляется система тьюторского сопровождения.
Тьюторское сопровождение привлекательно для тех педагогов, которые ценят и поддерживают право на собственный выбор ребенка и ответственность за свою жизнь.
Сущность тьюторской помощи ребенку состоит в ситуации осмысления ребенком собственных действий. Тьютор обсуждает с ребенком его цели и достижения, которые происходят в его жизни.
Российская технология тьютора была заимствована за рубежом. Существует несколько требований к тьютору : как к личности, как к специалисту и как к психологу. В эти требования входит, как к личности :
– широта взгядов;
– контактность;
– чувство ответственности;
– психологическая устойчивость,
как к психологу:
–использовать различные методики, технологии и приемы из практической психологии,
как к специалисту:
– расширять знания не только в своей области, но и в других.
Тьюторская деятельность разработана в русле российского образования. Технология тьютора опирается на оригинальность традиций и актуальность подходов. Множество технологий тьютора предполагает сотрудничество обучающего и обучающегося и взаимодействие, которое в итоге приносит положительный результат.
Жизнь ребенка наполнена трудностями, успехами, победами и поражениями, особенно в этап его взросления. Когда ребенок развивается, он становится субъектом, испытывающий изменения, а не объектом воспитательных усилий. Чтобы между тьютором и ребенком протекали хорошие отношения, нужно свести к нулю равнодушие с обеих сторон. Современная школа тьюторства включает в себя эти положения.
Главное предназначение тьютора давать ребенку ошибиться, не исправлять, а поправлять, давая, тем самым, возможность ребенку учиться на собственных ошибках.
Тьюторская работа предполагает череду мероприятий. Главным является совместная работа взрослого и ребенка. В наше время, В России существует множество кружков по интересам ребенка, которые он может выбрать самостоятельно. Кружок предполагает раскрыть таланты и возможности каждого ребенка.
Учебные организации и воспитательная деятельность в школе формирует особый тип сознания и мышления учащихся. Главное ядро развития – это формирование интеллектуальной деятельности и реализация внутреннего плана действия.
Чтобы тьютор сформировал активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему миру, нужно обсуждать с ребенком проблемы, на которые они могут быть направлены. Тьютор, таким образом, дает ребенку понять, что ждет его на жизненном пути.
Необходимость введения данной должности диктуется тем, что для индивидуального развития личностного и образовательного пути каждого ученика, как определено в новом законе об образовании и новых ФГОС, в образовательном учреждении должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля[ 5].
Мы считаем, что появление тьюторской деятельности в России, очень благотворно влияет на развитие ребенка, тьюторство является значимым механизмом для развития системы образования. Тьюторы обеспечивают несомненую помощь детям, становятся наставниками и помощниками.
Список литературы:
1. Городецкая Н. И., Игнатьева Г. А. (2010) Технология тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов как открытая система // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - № 2-1. - С. 11-17.
2. Колосова, Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия [Текст] / Е. Б. Колосова. -М. : Чистые пруды, 2008. - 30 с.
3. Рыбалкина, Н. В. К истории тьюторства [Текст] / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство : концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: Принт, 2005. - 205 с.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) // Система ГАРАНТ. URL : https://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/ 1:1 (дата обращения – 18.03.2019)
5. Эльконин, Д. Б. Избранные педагогические труды [Текст] / Б. Д. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.