Елена Торговцева
Эссе «Становление воли у ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Становление воли у ребенка дошкольного возраста происходит в зависимости от ведущего вида их деятельности, в основном это игры. Ребенок должен иметь определенную самостоятельность, хотя вначале способность к волевому поведению вырабатывается, когда он выполняет просьбы старших. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.
Я хочу остановиться на основных критериях становления воли.
Целеполагание, т. е. умение ставить цель деятельности, проходит определенные этапы:
Публикация «Эссе „Становление воли у ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
• этап элементарной целенаправленности у младенца (А. В. Запорожец, Н. М. Щелованов, когда он выбирает игрушку, тянется к ней, ищет взглядом;
• этап «внутренней» целенаправленности у детей до 2-х лет, обусловленной стремлениями и потребностями самого малыша, достигаемые с помощью взрослых, легко отказываясь от неё и заменяя другой;
• этап самостоятельной, инициативной постановки целей у дошкольника с 3-х лет, имеющий мотивацию, вначале связанную только со своими потребностями, но в дальнейшем и важные для окружающих (Л. С. Выготский, соподчинение мотивов;
• этап интенсивного развития познавательных мотивов у детей 3-7 лет, они проявляют настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых;
• этап целенаправленности, как волевое качество и важная черта характера у старших дошкольников.
В это время важно признание ребенка среди взрослых и детей, которые должны удовлетворяться. В противном случае, если ребенка постоянно ругают или не замечают, дают обидные прозвища, не берут в игру и т. д., у него могут проявляться асоциальные формы поведения, приводящие к нарушению правил. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей;
• этап осознанной произвольности;
Планирование:
На этом этапе ребенок переходит к планированию своих действий, не просто выполняя указания старших, дожидаясь этих указаний: «Убери вещи в шкафчик», «Сложи книги в стопку», но и сам инициирует цели: «Пойдем, вымоем руки», «А давайте играть машинками».
Овладевая планированием, ребенок становится относительно независимым от взрослого, ставя цели, планируя и организуя свои действия. Он осознает себя не как исполнитель, а как деятель, управляя своим поведением, своими внешними и внутренними действиями.
Контроль:
Становление воли входит в фазу контроля, начиная с простых действий. Например, контроль необходимой удобной позы для совершения каких-либо действий, который постепенно из физической сферы переходит в психологическую.
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребёнку около 4х лет и он начинает ставить перед собой специальную цель – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т. п. управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренности, импульсивными.
В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и вызваны стремлением к самостоятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. Дошкольники недостаточно владеют действиями по обнаружению ошибок, и им очень трудно осознавать сам факт соотношения выполняемых действий с образцом. Обычно они хорошо понимают требования взрослого, но не могут соотносить с ними свою деятельность (И. Домашенко). Чаще всего дети прибегают к самопроверке, когда этого требует воспитатель. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Таким образом, становление воли дошкольника проходит определенные этапы, о которых подробно говорилось выше. Кратко они таковы: целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении.
Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка еще далеко не заканчивается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия.
И здесь очень необходима помощь старших: воспитателей, родителей. Если дети смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Важно помочь ребенку понять, чего он хочет, помочь сделать сознательный выбор и научить отвечать за сделанное решение, - это будет серьезным шагом в становлении произвольности и воли дошкольника. Здесь важно помочь точно и тонко, не заставляя ребенка делать то, чего он не хочет! Не надо ломать или преодолевать собственные желания, а помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам! Не под вашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности. Помните, что свободу, активность, ответственность нельзя навязать извне. Эти качества могут прорасти только "изнутри", а почвой для этих ростков может быть только то, что ребенок получил в семье, в совместной жизни с родителями.