Марина Голубева
Консультация для родителей «О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
"О влиянии развития мелкой моторики рук
на становление речи ребёнка"
Публикация «Консультация для родителей „О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающего, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
У детей с речевыми нарушениями (будь то фонетическое нарушение или общее недоразвитие речи) отмечается в разной степени выраженности общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией.
М. М. Кольцова в своих трудах отмечает, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Этот факт используется в работе с детьми, где развитие речи протекает нормально, и особенно в тех случаях, где есть речевые нарушения. Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путём тренировки движений пальцев рук. Начиная с раннего возраста уместно использование народных игр спотешками ("Сорока-белобока", "Ладушки", "Дождик-дождик" и т. п., которые тренируют пальчики малыша.
Для развития тонкой ручной моторики детей дошкольного возраста можно рекомендовать различные несложные упражнения:
все пальчики сначала правой, затем левой руки поочерёдно "здороваются" с большим пальцем;
все пальцы обеих рук одновременно быстро "бегут" по столу;
все пальцы обеих рук сначала разводятся в стороны, затем сжимаются в кулак;
при вытянутых вперёд и плотно соединённых между собой пальцах обеих рук сначала отводятся в стороны только большие пальцы, потом - только мизинцы, далее - большие и указательные пальцы, а затем мизинцы и безымянные пальцы; кисти рук при этом лежат на столе ладонями вниз.
Также кисти рук приобретают хорошую подвижность и гибкость при работе с пластилином, тестом, счетными палочками, конструктором, ножницами, мозаикой.
Помимо использования специальных упражнений для рук очень важно приучать ребёнка к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и общей моторной умелости и ловкости. Это может быть быстрое и точное расстёгивание и застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, перебирание крупы, нанизывание бусинок и т. п.
Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает должного уровня развития мелкой моторики рук, которая не только положительно сказывается на становлении детской речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Рука должна быть хорошо подготовлена к выполнению необходимых для письма тонких движений, осуществляемых в течение продолжительного времени, что требует выносливости, способности к длительному напряжению. Без достаточной ручной умелости ребёнок не сможет выработать устойчивого почерка и не приобретёт навыка достаточно быстрого письма, позволяющего ему успевать за темпом работы всего класса. А то неизбежно отразится на грамотности письма, поскольку все усилия ребёнка направлены только на саму технику письма.
Уважаемые родители! Занимаясь с ребёнком, не забудьте создать положительную эмоциональную обстановку. Тогда выполняя задание, ребёнок не только сможет развивать свои моторные, речевые и интеллектуальные способности, но и интересно, с пользой для дела, провести время, общаясь с родителями!