Марина Голубева
Консультация для родителей «О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребенка»
"О влиянии развития мелкой моторики рук
на становление речи ребёнка"
Публикация «Консультация для родителей „О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающего, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
У детей с речевыми нарушениями (будь то фонетическое нарушение или общее недоразвитие речи) отмечается в разной степени выраженности общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией.
М. М. Кольцова в своих трудах отмечает, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Этот факт используется в работе с детьми, где развитие речи протекает нормально, и особенно в тех случаях, где есть речевые нарушения. Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путём тренировки движений пальцев рук. Начиная с раннего возраста уместно использование народных игр спотешками ("Сорока-белобока", "Ладушки", "Дождик-дождик" и т. п., которые тренируют пальчики малыша.
Для развития тонкой ручной моторики детей дошкольного возраста можно рекомендовать различные несложные упражнения:
все пальчики сначала правой, затем левой руки поочерёдно "здороваются" с большим пальцем;
все пальцы обеих рук одновременно быстро "бегут" по столу;
все пальцы обеих рук сначала разводятся в стороны, затем сжимаются в кулак;
при вытянутых вперёд и плотно соединённых между собой пальцах обеих рук сначала отводятся в стороны только большие пальцы, потом - только мизинцы, далее - большие и указательные пальцы, а затем мизинцы и безымянные пальцы; кисти рук при этом лежат на столе ладонями вниз.
Также кисти рук приобретают хорошую подвижность и гибкость при работе с пластилином, тестом, счетными палочками, конструктором, ножницами, мозаикой.
Помимо использования специальных упражнений для рук очень важно приучать ребёнка к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и общей моторной умелости и ловкости. Это может быть быстрое и точное расстёгивание и застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, перебирание крупы, нанизывание бусинок и т. п.
Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает должного уровня развития мелкой моторики рук, которая не только положительно сказывается на становлении детской речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Рука должна быть хорошо подготовлена к выполнению необходимых для письма тонких движений, осуществляемых в течение продолжительного времени, что требует выносливости, способности к длительному напряжению. Без достаточной ручной умелости ребёнок не сможет выработать устойчивого почерка и не приобретёт навыка достаточно быстрого письма, позволяющего ему успевать за темпом работы всего класса. А то неизбежно отразится на грамотности письма, поскольку все усилия ребёнка направлены только на саму технику письма.
Уважаемые родители! Занимаясь с ребёнком, не забудьте создать положительную эмоциональную обстановку. Тогда выполняя задание, ребёнок не только сможет развивать свои моторные, речевые и интеллектуальные способности, но и интересно, с пользой для дела, провести время, общаясь с родителями!