МААМ-картинки

Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Гучанова Ангелина Сергеевна
Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Прогулка, особенно тематическая, – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма, так как правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Публикация «Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема исследования организация деятельности дошкольников на прогулке, обеспечивающей эффективность развития у детей познавательного интереса к окружающему миру сейчас наиболее актуальна. Это определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

В образовательном процессе детского сада прогулки с детьми занимают практически половину всего дня пребывания ребёнка. Нормативные основы организации прогулки определены соответствующими правовыми актами. [2]. К сожалению, очень часто на родительских форумах можно встретить негативную оценку деятельности воспитателей на прогулочном участке, мнение, что целенаправленное и систематическое педагогическое взаимодействие нередко подменяется присмотром за детьми.

В соответствие с ФГОС ДО основная образовательная программа дошкольного образования учреждения предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность… Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти, возникают в повседневной жизни постоянно: на прогулках….[5].

В связи с этим, тематическая прогулка рассматривается нами как вид образовательной деятельности, позволяющий с максимальной пользой решать задачи познавательного развития через правильно организованную разнообразную деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Цель и задачи

Цель: развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством организации тематических прогулок.

Задачи

1. Создание условий для развития познавательной мотивации, активности, формирования познавательных действий детей через организации разных видов тематических прогулок.

2. Изучение теоретических основ и практического опыта организации тематических прогулок с детьми младшего дошкольного возраста.

3. Проектирование содержания деятельности с детьми на тематических прогулках с учётом принципов событийности и календарно-тематического планирования ООП ДО учреждения.

4. Взаимодействие с родителями в вопросах организации семейных прогулок, активного отдыха как средства познавательного развития ребёнка.

Новизна педагогической идеи

В качестве новизны педагогической идеи предлагается представленный опыт развития познавательных интересов детей 3-4 лет через организации разных видов тематических прогулок для решения образовательных задач календарно-тематического периода. В ходе практической деятельности нами разработаны и внедрены ряд тематических прогулок с использованием квест-игр, образовательных терренкуров, игр в «Находилки», игровых обучающих ситуаций, тематические прогулки по детскому саду из цикла «Встречи с аквариумными рыбками», посещение выставки детского творчества.

Методологические основы развития познавательного интереса детей

Познавательный интерес – это важнейшая составляющая при формировании личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребёнок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Психолого-педагогические исследования (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. А. Венгер, А. В. Запорожца, Т. А. Куликовой и др.) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира [1].

В современных исследованиях, методических разработках указывается, что для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников необходимо создание следующих педагогических условий[3 ] :

• отбор целесообразного для решения образовательных задач, доступного и интересного для современных дошкольников содержания;

• соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе организации совместной со взрослым деятельности, что позволит создать ситуацию «ближайшего развития»;

• вариативность используемых методов и приемов активизации познавательного интереса;

• включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развития умений ставить познавательные вопросы, активизации творческих проявлений, инициативы, самостоятельности, предпочтений, проявления индивидуальности;

• насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей.

Соблюдение данных условий позволяет обогатить познавательный опыт детей, способствует развитию познавательных интересов современных дошкольников.

К 4 годам познавательное развитие ребёнка переходит на более высокую и качественно отличную от предыдущей - ступень. Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы - типичная особенность этого возрастного периода. У детей развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей среднего дошкольного возраста протекает более усиленно, продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации. В современной методической литературе нами найдено подтверждение о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, могут проводиться разнообразные тематические прогулки.

Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая, поисково-исследовательская деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.

Изучение педагогического опыта коллег, поиск использования современных развивающих методик и педагогических технологий позволили определить следующие виды тематических прогулок с детьми среднего возраста : прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции, прогулок с использованием квест-технологии, игр «Находилки», игровых обучающих ситуаций, игры на асфальте, образовательный терренкур. В дни, неблагоприятные для прогулок на свежем воздухе, с детьми проводились тематические прогулки по детскому саду из цикла «Встречи с аквариумными рыбками», посещение выставки детского творчества. Ниже даны краткие описания методики проведения той или иной тематической прогулки.

Развлекательные прогулки с персонажем (в исследованиях С. Н. Николаевой они носят название игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, литературными персонажами) направлены не только на повышение познавательной активности, но и на развитие эмоциональной отзывчивости. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей (цикл прогулок «С куклой Машей на прогулку», Буратино). Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, учит играть в новую игру или просит показать игру, которую дети уже знают. Находясь во власти игровой ситуации, дети, не замечая, из обучаемых превращаются в наставников, уточняют и закрепляют при этом полученные представления.

Прогулка-событие посвящается определенной теме или событию, произошедшему в детском саду, помогает вызвать познавательный интерес, уточнить их представления и восприятие определенной темы. В качестве события выступают планируемые события (новый песок в песочнице, появление горки в зимний период, запуск воздушного змея и др, но неожиданные удивительные явления в природе (появление земляных червяков на асфальте после дождя, изучение следов на выпавшем снеге)

Спортивные прогулки направлены не только на укрепление здоровья, оптимизацию двигательной активности детей, но и на познание мира предметов, помогающих играть в различные игры. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединялись использованием спортивного снаряда (мяча, обруча). Акцент в таких прогулках делался и на формирование физических качеств, и на развитие познавательного интереса к игре с разными спортивными атрибутами

В прогулках - трудовые акции преобладали трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации формы труда в соответствии с сезоном, погодными условиями и возрастными возможностями. Развитие познавательного интереса состояло в пониманию необходимости такого труда (листья собираем, чтобы участок был чистый, снег собираем, чтобы сделать горку, поливаем цветы, чтобы они красиво цвели). На таких прогулках формируются первые навыки коллективного общественно полезного труда.

Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте. Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности, ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития дошкольника. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но особенность состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В ходе тематических прогулок в средней группе были апробированы так называемые «живые», кратковременные, простые, линейные, командные квесты.

Идея проведения тематических прогулок с использование игр «Находилки» родилась благодаря замечательной книге-игре художника и автора детских книг Зины Суровой и автора прекрасного блога КОКОkokids Ксении Дрызловой - «Находилки». Перед выходом на прогулку дети получают листы с изображениями или растений, или животных, или насекомых, или окружающих их предметов на участке. Выйдя на прогулку, дети ищут то, что нарисовано, отмечают свои находки, после прогулки в рамочке делают собственный рисунок находки. Эта игра вызывает искренний познавательный интерес к поиску, дарит хорошее настроение, развивает зрительную память и речь, творческое мышление, знакомит с окружающим миром и пополняет словарный запас детей.

Теоретической основой разработки тематических прогулок в виде игровых обучающих ситуаций, послужили исследования С. Н. Николаевой и И. А. Комаровой.

Необходимо отметить, что все тематические прогулки заранее планируются, а их сценарии детально продумываются, соотносятся с календарно-тематическим планированием согласно ООП ДО учреждения.

Таким образом, опыт организации тематических прогулок с детьми младшего возраста, позволяет сказать, что правильно организованная работа на прогулке — это уникальная возможность воспитателя направить энергию детей в интересное, познавательное и развивающее русло.

Общеизвестно, что для всестороннего развития детей дошкольного возраста необходимо единство предметно-пространственной среды и содержательного общения со взрослыми. Требования ФГОС ДО выдвигают возможность изменений предметно-пространственной среды территории, прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В ходе тематических прогулок в зависимости от поставленных задач на участке появляются разные персонажи, новые постройки (в зимний период, изменяется внешний вид знакомого оборудования, обновляется выносной материал и др.

Так как что отличительной особенностью тематических прогулок от традиционных является объединение всей деятельности детей определённой темой, событием, игровым обучающим сюжетом, наличием мотивации.

С целью изучения места тематических прогулок в предпочтениях детей нами была использована методика «Выбор деятельности» Прохоровой Людмилы Николаевны, к. п. н., заведующего кафедрой дошкольного образования Владимирского института повышения квалификации работников образования имени Л. И. Новиковой.

В качестве перспектив планируется дальнейшее использование всех найденных и апробированных методик и технологий, разработка сценариев деятельности с детьми, сотрудничество с родителями по проведению квест-игр на природе, создание картотеки тематических прогулок в соответствие с календарно-тематическими периодами ООП ДО. Очень интересными и заслуживающими внимания для внедрения являются виды тематических прогулок по ТРИЗовской технологии (дырявая, варёная, ледяная, влажная, душистая прогулка).

Младший дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.

Тематическая прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам окружающего мира. Прогулка может стать эффективным инструментом развития познавательного интереса детей 3-4 лет. Это возможно при правильном руководстве взрослым деятельностью дошкольников на прогулке, решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении тематических прогулок.

Обобщая, отметим: для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников необходимо создание следующих педагогических условий на тематической прогулке :

• отбор целесообразного, доступного и интересного для современных дошкольников содержания прогулок в зависимости от вида, календарно-тематического периода;

• обращение внимания педагога на процесс формирования познавательного интереса детей 3-4 лет в процессе всех видов детской деятельности на прогулке

Список литературы

1. Белая К. Ю. Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. - №. – С. 15-19.

2. Гавришова Е. В., Миленко В. М. Квест – приключенческая игра для детей и родителей / Е. В. Гавришова,ь В. М. Миленко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - №10. – С. 43-53.

3. Давыдова О. И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / О. И. Давыдова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - №7. – С. 17-29.

4. Игры-забавы на участке детского сада / авт. -сост. Е. А. Алябъева. – М. : ТЦ СФЕРА, 2015. – 128 с.

5. Машина Т. Б. Прогулка – это интересно /Т. Б. Машина //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. - №11. – С. 58-61.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ. 2008.— 64 с.

7. Федотова А. М. Познаё м окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М. : ТЦ СФЕРА, 2014. – 112 с.

8. Теплюк, С. Н. Игры - занятия на прогулке с малышами : Для занятий с детьми 2-4 лет [Текст]/С. Н. Теплюк – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.

Публикации по теме:

Мнемотехника как способ развития речи детей дошкольного возраста Жидких Ирина Николаевна, воспитатель старшей группы МБДО д/с №50 высшее образование, первая квалификационная категория. (из опыта работы).

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» Художественное творчество является одним.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у дошкольников речевых умений и навыков через авторские игры на основе ДИП «Сонор». Задачи: • осуществлять коррекцию недостатков.

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.

Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним.

Тестопластика как способ развития речи у детей дошкольного возраста Тестопластика как способ развития речи у детей дошкольного возраста. Актуальной задачей развития детей дошкольного возраста является.

Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возрастаДетское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек.

Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы, и воздействия человеческого сообщества на окружающую среду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 января 2019 в 15:14
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гучанова Ангелина Сергеевна (УИ 168930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД