елена лукина
Специфика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в сooтветствии с ФГOС
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Одним из важнейших направлений системы образования Российской Федерации является использование преемственных образовательных программ для формирования личности ребенка, развития его умственных и творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, продвинутых методик обучения в дошкольном образовании. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС дошкольного образования, определяющий, что содержание основной образовательной программы ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Публикация «Специфика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в сooтветствии с ФГOС» размещена в разделах
Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» в содержании Федерального государственного образовательного стандарта.
Ее реализация подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
В основе развития психических процессов лежит чувственное т. е сенсорное восприятие, полученное из опыта и наблюдения. Сенсорные процессы являются первоначальным источником познания.
Большое значение в интеллектуальном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений.
До введения ФГОС ДО подготовка детей к школе сводилась к элементарной «муштре» - обучению счету, письму, чтению. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда освоение материала происходит в игровой форме. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка в ходе игры.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :
• развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
• развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
• освоение детьми исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
• развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
• овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
• развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач
• развитие речевой активности : аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
• формирование психологической готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Традиционными составляющими ФЭМП в дошкольном возрасте являются :
КОЛИЧЕСТВО – представление о множестве, чисел, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
ВЕЛИЧИНА – представления о различных величинах, их сравнениях и измерениях (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объёме, массе, времени).
ФОРМА – представление о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объёмных, их свойствах и отношениях.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ – ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ – представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики ФЭМП?
Принципы обучения математике
Сознательность и активность. Значение этого принципа состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.
Наглядность. Это - "золотое правило" дидактики, как назвал его Я. А. Коменский, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. В дошкольных образовательных учреждениях в процессе образовательной деятельности используются следующие виды наглядности: предметная (натуральные предметы внешнего мира, муляжи) и изобразительная (картины, схемы).
Систематичность и последовательность. Программный материал нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Знакомство с новым должно происходить систематично и последовательно, учитывая возрастные особенности детей.
Прочность. Прочность усвоения и понимания нового материала – результат действия многих факторов, важнейшими среди которых являются педагогическое мастерство и желание ребенка учиться.
Научность. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.
Доступность. То, что говорит воспитатель детям, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.
Развивающее обучение. Чтобы воспитательно-образовательный процесс был для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание узнать новое. Секрет возникновения интереса к познавательной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей.
Индивидуальный и дифференцированный подход. Индивидуализация означает осуществление образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка, сформированности его познавательных интересов и степенью познавательной активности в различных видах деятельности.
Методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Метод - это инструмент образовательной деятельности.
Наглядные методы Наглядные методы бывают непосредственными и опосредованными. Опосредованные методы рекомендуется использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познакомиться непосредственно (фото, видеоматериалы, иллюстрации).
Словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, передачи информации.
Словесные и наглядные методы не существуют в чистом виде: наглядные методы сопровождаются словом, в словесных применяются средства наглядности, практические связаны и с теми, и с другими методами.
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Их сущность заложена в древней китайской мудрости : «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю»
Метод проблемного изложения позволяет педагогу формировать у детей умение анализировать проблемы, развивать все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.
Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний.
Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания.
Экспериментирование - это метод, обеспечивающий самостоятельное выявление истины путем проб и ошибок в ходе практической деятельности. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем)
Приемы формирования элементарных математических представлений.
В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:
1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно - практически-действенный характер.
2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие. Они должны быть конкретными, короткими и образными.
3. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей.
4. Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют воспитательно- образовательный процесс, вовлекают дошкольников в продуктивную деятельность. Дошкольник должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход.
5. Игры-экспериментирования. «Игровое экспериментирование» представляет собой трехкомпонентное соединение: экспериментирование, воображаемая ситуация как элемент игры, интеллектуальная задача.
6. Проектная деятельность. Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта
Формы работы по развитию элементарных математических представлений.
• Непосредственно образовательная деятельность.
• Демонстрационные опыты.
• Сенсорные праздники, математические досуги, развлечения.
• Театрализация с математическим содержанием.
• Образовательная деятельность в режимных моментах.
• Беседы.
• Самостоятельная деятельность в развивающей предметно-пространственной среде.
Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
- пособия для обучения детей счету;
- пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
- пособия для упражнений детей в распознавании формы;
-пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
-пособия для упражнения детей в ориентировке во времени.
- разнообразные дидактические игры: настольно-печатные, обучающие;
-занимательный математический материал :
-головоломки,
- геометрические мозаики и конструкторы,
- лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы: расчлененные и нерасчлененные, контурные, наглядных инструкций и т. д. ;
- палочки X. Кюизенера,;
- кубики с цифрами и знаками;
- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения и рассматривания иллюстраций;
- шашки, шахматы и др. ;
- блоки З. Дьенеша (логические блоки);
И демонстрационный, и раздаточный материал должен соответствовать требованиям ФГОС ДО и нормам САН ПИН.
Учебно - игровое пособие Блоки Дьенеша
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
У каждой системы раннего развития есть свои недостатки и преимущества, одна чем-то нас привлекает больше, другая нам вообще не симпатична.
Немного об авторе
Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) — венгерский математик, психолог, преподаватель.
Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной
и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.
С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.
Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. К этому он стремился больше. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.
Суть методики
Дьенеш разработал методику обучения математике и показал на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.
Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Дьенеш преподносит уникальные методические пособия для обучения. Его метод имеет 6 ступеней.
На пути развития математических способностей параллельно затрагивается и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, а порой и родитель, играя с малышом сам того не замечая, увлекается игрой.
Каждый этап несет в себе определенную нагрузку и без предыдущего не перейдешь на следующий.
Здесь нет занудных тетрадей и скучных учебников, везде присутствует игра, веселые рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется разгадать.
Возраст
Пособие расчитано для самых маленьких ребят, начиная с двух лет. Но я познакомила детей с блоками Дьенеша в средней группе. Не все дети заинтересовались данной игрой. С подгруппой детей, которые были заинтересованы, мы потихоньку стали работать с блоками. И я оставила пособие на видном месте в уголке математики. Более активно мы вернулись к блокам в конце средней группы. Вспомнили, что узнали ранее и перешли на следующий этап обучения. В этом возрасте мои дети отнеслись к играм более заинтересовано, особенно, когда я их объединяла в небольшие подгруппы по 2-3 человека. Вообще использовать их можно вплоть до школьных времен, пока сам ребенок не захочет расстаться с ними.
Логические блоки
Что же это за блоки?
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!
Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию.
Данный комплект подходит для детишек от 2 лет, к нему прилагается инструкция и альбом с заданиями.
Для начала надо познакомить малыша с фигурами. В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть:
сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук,
затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).
Далее, по мере его интереса добавлять фигуры.
Они могут изначально ему не понравиться. Теория Дьенеша расчитана именно для детей раннего возраста, с учетом их развития и всех других особенностей. Поэтому просто нужно запастись терпением и настойчивостью.
Блоки Дьенеша позволяют решать задачи образовательные, развивающие, воспитательные.
Образовательные:
Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;
Формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трм, свойствам с учтом наличия или отсутствия каждого, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
Развивающие :
развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте);
развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
В каких же разделах формирования элементарных математических представлений можно использовать логические блоки Дьенеша:
В разделе «количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие, по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы.
«Ориентировка в пространстве». Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем, в правом верхнем (правом нижнем) углу) и так далее.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Цвет обозначается пятном;
форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);
величина - силуэт домика (большой, маленький);
толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий)
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Формы работы с блоками в детском саду
• Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
• Самостоятельная деятельность детей в математическом научающем центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
Достоинства и недостатки метода
Если приучить малыша к ежедневным не длительным занятиям с двух лет, то ребенок потом втянется, и будет играть дольше, это я на своем опыте убедилась. Так и случилось, сейчас ребята моей группы берут коробочки с блоками и самостоятельно занимаются.
Занятия с логическими блоками развивает у ребенка логическое мышление, математические способности, стимулирует развитие речевых навыков. Ребенок учится сравнивать, анализировать, экспериментировать, визуализировать, обобщать и разделять предметы по признакам и быстро выучит геометрические фигуры. Так как сюжет игровой, то развивается воображение и фантазия. Способствует развитию творческих способностей.
Явных недостатков я не нашла, лишь исходя их темперамента ребенка занятия могут наскучить ему, в этом случае мы откладываем занятия, и через некоторое время снова к ним возвращаемся. Это отличный материал для индивидуальной работы!
Вывод:
Логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей. Ребенок, разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.
Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение.
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия : выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста : от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.