Надежда Солдатова
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми во второй половине дня «Изготовление куклы «Неразлучники»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми во второй половине дня «В гостях у бабушки Агафьи»
(Мир тряпичной куклы. Изготовление куклы «Неразлучники»)
Материалы и оборудование: выставка тряпичных кукол, образец куклы «Неразлучники»; 3 лоскутка ткани красного цвета 15 на 25 см., палочка длинной 20 см., ленточка дл. 35 см, шир. 0,5 см., красные нитки.
ТСО: мультимедийная установка
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми во второй половине дня „Изготовление куклы „Неразлучники“» размещена в разделах
Цель занятия: знакомство с традиционной тряпичной куклой, обучение технике выполнения свадебной тряпичной куклы «Неразлучники».
Задачи -
1. Обучающие:
• познакомить обучающихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;
• познакомить с видами традиционных тряпичных кукол по назначению;
• формировать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению кукол;
• прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки;
• формировать знания, умения, навыки выполнения свадебной парочки «Неразлучники».
2. Развивающие:
• развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• развивать умения ручного труда.
3. Воспитательные:
• пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа;
• формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
План:
I. Организационный момент:
- проверка готовности учащихся к занятию;
- приветствие гостей.
II. Вводный инструктаж: знакомство учащихся с темой, целью и задачами предстоящей работы.
III. Теоретическая часть:
Слово педагога :
• об истории народной тряпичной куклы;
• о видах народной тряпичной куклы по назначению;
• о традиционных свадебных куклах.
IV. Динамическая пауза: игра «Стирка»
V. Практическая часть.
1. Подготовка к работе. Инструктаж по технике безопасности.
2. Объяснение техники выполнения куклы «Неразлучники» (работа по инструкционно- технологической карте).
3. Текущий инструктаж в виде целевых обходов:
• контроль за качеством выполнения работы;
• оказание помощи обучающимся.
4. Подведение общих итогов, выставка работ обучающихся.
VI. Рефлексия.
Ход:
Педагог : Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас в нашей горнице. И сразу хочу задать вопрос: «Какая у вас в детстве была самая любимая игрушка»?
Ответ детей: Кукла.
Педагог : А как они называются?
Ответ детей:….
Педагог : Хорошо, это современные куклы. Но и раньше, 100, 500 и даже 1000 лет назад девочки тоже играли в куклы! Самой старшей кукле на планете больше 4-х тысяч лет! А в те времена не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос. Как вы думаете, из чего же были сделаны куклы!
Ответ детей: Из ткани.
Педагог : Правильно из ткани, из тряпочек. И вот сегодня на занятии мы продолжим знакомство с миром волшебной тряпичной куклы, миром поистине удивительным. Узнаем, какие куклы были в старину, для чего люди их придумали, познакомимся с традиционными свадебными куклами и я вас научу изготавливать свадебную куклу «Неразлучники».
Какие мы с вами красивые! А будем ещё и рукодельные! На наши посиделки я принесла вам кукол. Посмотрите, сколько их много, и это далеко не все куклы, которые делали наши бабушки и прабабушки.
Самая первая кукла на Руси делалась из золы. В золу добавляли воду, скатывали в шарик, затем украшали тканью. Получалась «баба» - женское божество. «Баба» передавалась по наследству, от бабушки к внучке, и дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил. Выбрасывать их было нельзя, считалось большим грехом, поэтому их хранили в сундуках.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
• Посмотрите еще раз на всех куколок. Что у них общего? (Нет лица.)
• Почему у народной куклы не рисовали лицо? (Чтобы в куклу не вселился злой дух).
А для чего нужны куклы?
Ответ детей: Играть.
Верно, но наши предки считали, что куклы – это настоящие помощники!
А сейчас, если вы правильно ответите на мои вопросы, вы узнаете, чему научитесь на нашем кружке «В гостях у бабушки Агафьи»
По своему назначению тряпичные куклы делятся на куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые. (показ кукол по очереди из сундучка и просьба к детям рассказать о них, кто что знает).
Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая людей и жилище от бед и несчастий. ( Демонстрация кукол: «Пеленашки», «Кормилки» и «Кувадки».)
Эти куклы оберегали деток от злых духов. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Наши предки считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного — ни железа, ни глины, чтобы не застудить душу. И в руках у детей были только «теплые» куклы — из ткани или дерева.
Предназначались для детских забав. ( Демонстрация кукол: «Ведучка», «Утешница», «Зайчик на пальчик»). Когда дети подрастали, они сами делали для себя кукол и любили ими хвалиться, поэтому их называли: кукла «На выхвалку», «Нарядная», «С косой», «Помощница».
Тряпичные обрядовые куклы изготавливались к семейным и календарным праздникам, их почитали и детям играть не давали. (Представление кукол «Пасхальная», «Вербница», «Благословение»).
Педагог : Вот мы и подошли к практической части занятия. Но мне кажется, что немного устали давай те ка, встанем и разомнемся. Хоровод «Ручеек» + музыка русская народная. Встаем парами поднимем ручки вверх и повторяйте движения за мной.
Замечательно, мы немного отдохнули, размялись, а теперь садимся по рабочим местам!
IV. Практическая часть.
Звучит тихая народная музыка.
Педагог : Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету скажу вам
«Будет интересно!»
Педагог : Наша свадебная парочка относится к обрядовым куклам.
Итак, приступим. Куклы мы будем изготавливать по старинной традиционной технологии, точно так же, как когда-то делали наши прапрабабушки.
Педагог : Настало время смастерить эту замечательную куклу. Для ее изготовления нам понадобится деревянная палочка. Она может быть из любой древесины, кроме осины и ольхи, эти деревья на Руси считались нечистыми. Еще нам нужна ткань красного цвета (красный - цвет жизни, нитки красного цвета (красный цвет символизирует любовь и тепло чувств, и, конечно же, усердие и внимательность.
А работать мы будем по инструкционной карте последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении. (См. Приложение.)
Показ порядка действий педагогом и одновременное изготовление куклы обучающимися.
Порядок изготовления куклы «Неразлучники». (См. Приложение.)
Воспитанницы работают над куклами, педагог осуществляет целевые обходы:
- с целью контроля за качеством исполнения работы;
- для оказания помощи отдельным обучающимся в выполнении задания.
Педагог : Вот и готовы наши «Неразлучники». Полюбуйтесь на них, какие они славные, красивые, ладные. Настоящие обереговые куколки. Такие куклы могут служить прекрасным подарком молодым на свадьбу, родителям на годовщину свадьбы. Замечательный подарок, по моему мнению!
Посмотрите на них еще раз внимательно. Как крепко они соединены одной общей рукой. На Руси, когда в семье появлялись детки, между женской и мужской фигурками привязывались кисточки. Сколько деток появлялось, столько кисточек завязывалось на общую руку этой пары. Они крепко держатся за руки, неся груз забот о своей уже немаленькой семье, вместе растят деток, вместе трудятся и веселятся.
Заключительный инструктаж:
- подведение общих итогов: выставка работ обучающихся;
- оценка работы каждого.
Литература:
1. Кукла «Красота» //Народное творчество, № 5, 2005.
2. Черкасова В. Бездежанские фартуки //Народное творчество, № 4, 2006.
3. Кукла живая, рукотворная, родная //Народное творчество, № 6, 1998.
4. Тряпичные куклы //Народное творчество, № 4, 1994.
5. Тарасова Р. Я. Волшебная куколка //Мир и музей, № 1(2, 1999.
6. Тарасова Е. Г. Триединство праславянского мира //Читаем, учимся, играем, № 1, 2007.
7. Тарасова Е. Г. Прарусская культура. Быт. Одежда //Читаем, учимся, играем, № 2, 2007.
8. Дайн Г. Русская тряпичная кукла – М. : Культура и традиции, 2008.
Приложение
Инструкционно-технологическая карта по изготовлению куклы «Неразлучники»
1. Из ткани 15 на 25 см сворачиваем полоски для туловищ двух кукол, перегибаем их к середине.
2. На расстоянии 1,5 – 2 см от места сгиба приёмом «Три закрутки, три узла» формируем голову. Делаем «волшебный жест» : нитку крепко прижимаем большим пальцем, а только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец). У куклы-жениха концы ткани завязываем внизу, образуя ноги, у куклы-невесты – расправляем в виде юбки.
3. Общую руку выполняем путём накручивания полоски ткани на круглую палочку. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом.
4. Вкладываем руку между полосок. Далее крестообразно затягиваем и закрепляем руку в тельце куклы-невесты. Куклу-жениха – на уровне талии. На палочке–руках с двух сторон укрепляем перевитую нить, чтобы «Неразлучников» можно было повесить на стену.