Чувьюрова
Специфика коррекционной работы в условиях ФГОС О УО (ИН)
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Публикация «Специфика коррекционной работы в условиях ФГОС О УО (ИН)» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Целью коррекционной работы является создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи коррекционной работы :
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагоги-ческой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отс-талостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы :
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы : цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррек-ционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможно-стей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечива-ющий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного учас-тника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы
с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются :
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование,
психолого-педагогический эксперимент,
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
беседы с учащимися, учителями и родителями,
изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает :
составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами,
формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных, логопедических программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, логопедической коррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы :
занятия индивидуальные и групповые,
игры, упражнения, элементы логоритмики,
психокоррекционные методики и технологии,
беседы с учащимися,
организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Содержание работы узких специалистов.
Учитель-дефектолог:
Цель работы-своевременное выявление обучающихся, испытывающих трудности в овладении школьной программы и оказание помощи обучающимся. Проводит динамическое изучение уровня умственного развития и результатов коррекционного воздействия, индивидуальные и групповые занятия, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность.
Учитель психомоторики, руководитель спортивно-оздоровительной программы «Здоровячок».
Цель работы – исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно - двигательной сферы, слухоголосовой координации, коррекция недостатков познавательной деятельности, поддержание оптимального уровня здоровья данной категории обучающихся.
Группы ЧБД, ППЦНС, ночной и дневной энурез, плоскостопие, нарушение осанки. Все группы разновозрастные. Разработаны дозированные комплексы упражнений, соответствующие каждому заболеванию. На занятиях используется самомассаж, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация, подвижные и малоподвижные игры). Все комплексы упражнений направлены на развитие отдельных физических качеств и способностей у детей (силы, ловкости, координации, быстроты, равновесия, на развитие свойств психики (внимание, сообразительность, ориентировка в пространстве, на повышение функционального уровня организма (тренировка дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование правильной осанки).
Учитель-логопед
Проводимая в школе для обучающихся с разной степенью умственной отсталости, логопедическая работа является одним из важных разделов коррекционно-воспитательного процесса. Дефекты устной речи создают препятствия для общения ребёнка с окружающими, вследствие чего усугубляются отклонения в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Нарушения речи у школьников с интеллектуальными нарушенями являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти нарушения порой сохраняются до старших классов и устраняются специалистами с большим трудом. В своей работе сталкиваются со следующими трудностями: увеличение количества обучающихся, нуждающихся в логопедической коррекции; увеличение количества школьников, имеющих сложные сочетанные дефекты устной и письменной речи. Наиболее распространёнными речевыми расстройствами у учеников являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия, нарушения лексико-грамматического строя речи. Цель логопедической работы – воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, устранение нарушений письменной речи.
Задачи:
- осуществление диагностики речевого развития;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, а также индивидуально-личностных особенностей обучающихся;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Логопедическая работа ведё тся по следующим направлениям:
- развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов;
- развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- профилактика и коррекция дисграфии;
- формирование коммуникативных умений и навыков, привитие любви к родному языку и родной культуре.
Занятия носят комплексный характер: осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку. Помимо коррекции речевых нарушений способствует подготовке обучающихся к усвоению учебного материала.
Педагог-психолог
Цель работы - развитие ВПФ, коммуникативной сферы, обеспечение благоприятного течения воспитательно-образовательного процесса.
Направления деятельности психолога:
1. Диагностическая работа : составление социально- психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
2. Коррекционно- развивающая работа ориентирована на развитие познавательной, эмоционально-личностной, социальной сфер жизни и самосознания обучающихся.
3. Консультативная работа (все узкие специалисты) обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает :
психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы :
беседа, семинар, консультация, тренинг,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа заключается в разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).
Информационно-просветительская работа включает :
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника, его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество: «Дорога в жизнь» (профориентация, программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несоверщеннолетних, «Моя семья» (программа по социализации).
взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы :
индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги по различной тематике: «Наркотикам нет», «Чисто там, где не сорят», «Бродяжничество. К чему оно приводит».
- просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов,
лекции для родителей,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы. Коррекционная работа ведётся в тесном контакте с учителями и воспитателями с целью закрепления формируемых навыков в повседневной жизни. Контакт с учителями и воспитателями осуществляется на всех этапах работы с учащимися, начиная с первичного обследования, о результатах которого учитель и воспитатель поставлены в известность, постоянно информируются об успехах учащихся.
Осуществляется совместный многоаспектный анализ эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,
Разрабатываются и реализуются комплексные индивидуальные и групповые программы коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров) :
с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,
со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,
с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Коррекционная работа проводится также и во время внеурочной деятельности
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для дости-жения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и форми-рования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социали-зации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения-ми, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллек-туальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.
Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане: ритмика, логопедические занятия, спортивно-оздоровительные занятия «Здоровячок», развитие психомоторики и сенсорных процессов; внеурочная деятельность по направлениям: социальное и общекультурное, кроме того в школе работают 17 кружков.
Внеурочная деятельность ведётся в тесной взаимосвязи всего педагогического коллектива.
Ввдение ФГОС О ОУ (интеллектуальные нарушения) предъявляют требования как к содержанию, так и к результатам и условиям образования детей. Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта становится условием их успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, их социализации или социальной адаптации, так как направлена на квалифицированную коррекцию отклонений в развитии детей.
МКОУ «Сузунская ОШ-И», реализующая АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, укомплектована педагогическими, руководящими работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности; материально-техническая база школы-интерната соответствует требованиям Стандарта.
Педагогический коллектив постоянно повышает уровень квалификации через профессиональную подготовку и курсы повышения квалификации; ведения методической работы; применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Г. М. Вартапетова «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Проектирование программы коррекционной работы». Методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов. - Издательство НИПК и ПРО, Новосибирск, 2012г.