МААМ-картинки

Специфика коррекционной работы в условиях ФГОС О УО (ИН)

Чувьюрова
Специфика коррекционной работы в условиях ФГОС О УО (ИН)
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Публикация «Специфика коррекционной работы в условиях ФГОС О УО (ИН)» размещена в разделах

Целью коррекционной работы является создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи коррекционной работы :

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагоги-ческой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отс-талостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Принципы коррекционной работы :

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы : цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррек-ционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможно-стей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечива-ющий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного учас-тника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы

с обучающимися с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Характеристика основных направлений коррекционной работы

Основными направлениями коррекционной работы являются :

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование,

психолого-педагогический эксперимент,

наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с учащимися, учителями и родителями,

изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает :

составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами,

формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных, логопедических программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, логопедической коррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы :

занятия индивидуальные и групповые,

игры, упражнения, элементы логоритмики,

психокоррекционные методики и технологии,

беседы с учащимися,

организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

Содержание работы узких специалистов.

Учитель-дефектолог:

Цель работы-своевременное выявление обучающихся, испытывающих трудности в овладении школьной программы и оказание помощи обучающимся. Проводит динамическое изучение уровня умственного развития и результатов коррекционного воздействия, индивидуальные и групповые занятия, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность.

Учитель психомоторики, руководитель спортивно-оздоровительной программы «Здоровячок».

Цель работы – исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно - двигательной сферы, слухоголосовой координации, коррекция недостатков познавательной деятельности, поддержание оптимального уровня здоровья данной категории обучающихся.

Группы ЧБД, ППЦНС, ночной и дневной энурез, плоскостопие, нарушение осанки. Все группы разновозрастные. Разработаны дозированные комплексы упражнений, соответствующие каждому заболеванию. На занятиях используется самомассаж, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация, подвижные и малоподвижные игры). Все комплексы упражнений направлены на развитие отдельных физических качеств и способностей у детей (силы, ловкости, координации, быстроты, равновесия, на развитие свойств психики (внимание, сообразительность, ориентировка в пространстве, на повышение функционального уровня организма (тренировка дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование правильной осанки).

Учитель-логопед

Проводимая в школе для обучающихся с разной степенью умственной отсталости, логопедическая работа является одним из важных разделов коррекционно-воспитательного процесса. Дефекты устной речи создают препятствия для общения ребёнка с окружающими, вследствие чего усугубляются отклонения в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Нарушения речи у школьников с интеллектуальными нарушенями являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти нарушения порой сохраняются до старших классов и устраняются специалистами с большим трудом. В своей работе сталкиваются со следующими трудностями: увеличение количества обучающихся, нуждающихся в логопедической коррекции; увеличение количества школьников, имеющих сложные сочетанные дефекты устной и письменной речи. Наиболее распространёнными речевыми расстройствами у учеников являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия, нарушения лексико-грамматического строя речи. Цель логопедической работы – воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, устранение нарушений письменной речи.

Задачи:

- осуществление диагностики речевого развития;

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, а также индивидуально-личностных особенностей обучающихся;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

Логопедическая работа ведё тся по следующим направлениям:

- развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов;

- развитие лексического запаса и грамматического строя речи;

- формирование связной речи;

- профилактика и коррекция дисграфии;

- формирование коммуникативных умений и навыков, привитие любви к родному языку и родной культуре.

Занятия носят комплексный характер: осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку. Помимо коррекции речевых нарушений способствует подготовке обучающихся к усвоению учебного материала.

Педагог-психолог

Цель работы - развитие ВПФ, коммуникативной сферы, обеспечение благоприятного течения воспитательно-образовательного процесса.

Направления деятельности психолога:

1. Диагностическая работа : составление социально- психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Коррекционно- развивающая работа ориентирована на развитие познавательной, эмоционально-личностной, социальной сфер жизни и самосознания обучающихся.

3. Консультативная работа (все узкие специалисты) обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает :

психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы :

беседа, семинар, консультация, тренинг,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

4. Информационно-просветительская работа заключается в разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).

Информационно-просветительская работа включает :

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника, его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество: «Дорога в жизнь» (профориентация, программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несоверщеннолетних, «Моя семья» (программа по социализации).

взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы :

индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги по различной тематике: «Наркотикам нет», «Чисто там, где не сорят», «Бродяжничество. К чему оно приводит».

- просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов,

лекции для родителей,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Механизмы реализации программы коррекционной работы

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы. Коррекционная работа ведётся в тесном контакте с учителями и воспитателями с целью закрепления формируемых навыков в повседневной жизни. Контакт с учителями и воспитателями осуществляется на всех этапах работы с учащимися, начиная с первичного обследования, о результатах которого учитель и воспитатель поставлены в известность, постоянно информируются об успехах учащихся.

Осуществляется совместный многоаспектный анализ эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,

Разрабатываются и реализуются комплексные индивидуальные и групповые программы коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.

Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров) :

с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,

со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,

с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Коррекционная работа проводится также и во время внеурочной деятельности

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для дости-жения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и форми-рования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социали-зации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения-ми, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллек-туальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане: ритмика, логопедические занятия, спортивно-оздоровительные занятия «Здоровячок», развитие психомоторики и сенсорных процессов; внеурочная деятельность по направлениям: социальное и общекультурное, кроме того в школе работают 17 кружков.

Внеурочная деятельность ведётся в тесной взаимосвязи всего педагогического коллектива.

Ввдение ФГОС О ОУ (интеллектуальные нарушения) предъявляют требования как к содержанию, так и к результатам и условиям образования детей. Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта становится условием их успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, их социализации или социальной адаптации, так как направлена на квалифицированную коррекцию отклонений в развитии детей.

МКОУ «Сузунская ОШ-И», реализующая АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, укомплектована педагогическими, руководящими работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности; материально-техническая база школы-интерната соответствует требованиям Стандарта.

Педагогический коллектив постоянно повышает уровень квалификации через профессиональную подготовку и курсы повышения квалификации; ведения методической работы; применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

4. Г. М. Вартапетова «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Проектирование программы коррекционной работы». Методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов. - Издательство НИПК и ПРО, Новосибирск, 2012г.

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

План работы факультатива по экологии «Я и мир» в начальных классах коррекционной школы в условиях дистанционного обучения 1-2 классы. 1 неделя Перелётные птицы 1. Рекомендации для родителей «Перелётные птицы» 2. Видео-урок «Перелетные птицы — Шишкина школа».

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика коррекционной работы в условиях ФГОС О УО (ИН)
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 15:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика коррекционной работы в условиях ФГОС О УО (ИН)» (включая файлы) размещена пользователем Чувьюрова (УИ 2803923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД