Ольга Грачёва
Специфика использования подвижных игр коррекционно-развивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика использования подвижных игр коррекционно-развивающей направленности
Игра была спутником человека с незапамятных времён. Она способствует всестороннему развитию ребенка. «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». По определению П. Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни». Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими, они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Игры на открытом воздухе в летнее и зимнее время способствуют закаливанию детей. Некоторые авторы даже отводят подвижной игре ведущую роль, так как она является одним из основных средств и методов физического воспитания, и позволяет эффективно решать не только оздоровительные, но и воспитательно-образовательные задачи. Чрезвычайно важна и значима эта особенность подвижных игр для детей с ОВЗ, в том числе с ОНР, у которых замедлен темп формирования двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Специфика использования подвижных игр коррекционно-развивающей направленности» размещена в разделах
Приведем лишь часть игр, используемых нами в работе со старшими дошкольниками с ОНР.
Игра «Спортсмены»
Способствовать развитию фонематического восприятия, умение различать на слух звуки.
Взрослый предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок приседает каждый раз, услышав звук У (песенку парохода) :
А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы.
На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, делать наклоны, шагать и т. д.
Игра «Молчанка»
Цель: Способствовать развитию слухового восприятия, побуждать детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Дети идут по кругу и произносят:
- Первенчики, червенчики, Летали голубенчики, По свежей росе,
По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок - Молчок!
скажут последнее слово, все должны замолчать и остановиться. Ведущий стоит в кругу с закрытыми глазами. Ребенок, остановившийся напротив ведущего, окликает его по имени. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.
Игра с мячом «Горячий камень»
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком, способствовать развитию фонематического слуха, быстроты реакции. Нам на дороге попался «горячий камень». Уберем его с дороги. Будем перекидывать друг другу «камень» и заменять первый звук в слове (например : Б на П и наоборот, любые оппозиционные согласные). (Педагог кидает мяч ребенку, а он быстро отбивает его обратно и проговаривает слово с заменой согласной.) Балка –палка, башня – пашня, бабочка – папочка, почка – бочка, правый – бравый, пыль – быль и т. д.
Игра «Поезд»
Способствовать развитию слухового восприятия, формировать умение определять заданный звук в трёх позициях, способствовать развитию быстроты реакции. - В страну Знаний можно добраться на поезде. Чтобы отправиться, нам нужны билеты. (Кондуктор-ребенок раздает карточки с разными словами). У вас у всех разные билетики. Посмотрите на них, определите место звука в вашем слове и займите место в нужном вагоне. (Если звуки в начале слов, то дети садятся в первый вагон-обруч. Если звук прячется в середине, то садятся во второй вагон-обруч. Если слово заканчивается на заданные звуки, то проходят в третий вагон-обруч). -Все заняли свои места? Кондуктор, проверьте, пожалуйста, билеты. (Ребенок-кондуктор проверяет правильность расположения детей и собирает карточки в сумку. После этого он тоже занимает место в поезде.) -Отправляемся в путь! Ту-ту! (Дети берут обручи, и, изображая стук колес, движутся по кругу или до определенного места- станции. Поезд может двигаться извилистой дорогой или через препятствия). Когда дети прибывают на станцию, выходят из «вагонов» и снова приобретают билеты-картинки и нового кондуктора.
Игра «Один, два, три»
Цель: Закреплять умение определять количество слогов в слове.
Упражнять детей в построении и перестроении.
Развивать произвольность внимания.
Дети ходят по группе врассыпную. На сигнал педагога: «Внимание» - дети смотрят на поднятую воспитателем картинку и строятся в колонну по одному, парами, тройками, в зависимости от количества слогов в слове. Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
Игра с мячом «Поймай — скажи»
Формировать умение детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное, профессию, обобщающее понятие. Поймавший мяч, бросает его ведущему, называя какое-либо действие (детеныша, уменьшительно-ласкательное значение этого животного).
Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит; корова - теленок,. ; овца – овечка, кошка – кошечка,.
Варианты:
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. Образец: Врач – лечит; художник – рисует; повар – варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.
Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо качество ребенка. Образец: Сережа – трудолюбивый; Люба – приветливая; Дима – быстрый.
Игра «Домик».
Формировать умение детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи. Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – «домик». Педагог по очереди задает вопросы:
Вопрос.
Кто сидит у окна?
Где твой домик?
Ответ.
Я сижу около окна.
Мой домик у двери.
по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой!» дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем. Подобную игру можно повторять несколько раз, каждый раз, меняя «домики» так, чтобы для указания местоположения «домиков» дети могли использовать разные предлоги.
Игра-эстафета «Накроем стол».
активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду (вариант – продукты вредные, полезные); развивать выдержку, умение начинать движение по сигналу взрослого.
Дети разбиваются на три (две) команды, игроки выстраиваются в три (две) колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития (отбирает картинки с вредными для здоровья продуктами, вторая — для обеда (отбирает картинки с полезными для здоровья продуктами, третья ставит на плиту кухонную посуду. Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее выполнят задание.
Игра «Во саду ли, в огороде».
Цель: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах, умение составлять предложение; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; способствовать развитию самостоятельности.
Дети делятся на три группы, каждая встает вокруг своего обруча, в них разложены муляжи овощей, фруктов, ягод.
Педагог произносит следующие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом (вариант – прыжки на двух ногах, бег спиной вперед, идут на носочках и др.) вокруг обручей:
Во саду ли, в огороде
Сбираем урожай.
Стоп! В мою корзинку
Любой овощ полезай!
С последним словом, произнесенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Взрослый подходит к некоторым детям задает вопросы, например : «Что ты сделала, Лена?» — «Я выкопала картошку».
— Ваня, что ты положил в корзинку?
— Я положил в корзинку капусту.
— Света, какого цвета твой помидор?
— Мой помидор красного цвета.
Взрослый дает оценку правильности выполнения задания.
Игра-эстафета «Достань шапку»
Способствовать развитию словаря детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, способствовать развитию высших психических функций, общей моторики. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий, например, головные уборы и одежда. Каждой из команд дается задание (собрать все головные уборы, всю обувь и др.) Дети должны собрать каждая команда свои предметы.
Игра «Невод»
Цель: активизировать словарь прилагательных, формировать умение описывать предмет, по определённым признакам.
Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг и закрывает глаза. Дети встают по кругу, педагог показывает предметную картинку овоща, игрушки, но так, чтобы ведущий (рыба) картинку не видел. На слова:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка к … (имя ребенка) подплыла.
Дети, стоящие в кругу (невод) двигаются в правую сторону, взявшись за руки, изображая руками колыхание волн.
Подходят близко к рыбке, сужая круг.
Отходят от «рыбки».
Ведущий подходит к кому-либо из детей.
кому рыба подплывает, тот ребёнок, начинает описывать предмет, не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.
Подвижные игры, используемые для коррекции двигательной активности детей, одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей. Ценность подвижных игр коррекционно-развивающей направленности в том, что задание педагога в них становится игровым мотивом, поэтому выполняется ребенком непринужденно, увлеченно, легко переносится им в самостоятельную игру. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей.
Литература:
Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л. В. ,М. : Советский спорт, 2002. — 212 с.