Карина
Специфика формирования самооценки младших школьников в учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается феномен формирования самооценки на этапе младшего школьного возраста. Особое внимание авторами уделяется влиянию психолого-педагогических факторов становления самооценки на развитие личности ребенка.
Ключевые слова: самооценка, «Образ – Я», формирование самооценки, младший школьник.
Публикация «Специфика формирования самооценки младших школьников в учебной деятельности» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Успешность обучения определяется не только использованием эффективных дидактических методов, но во многом зависит от индивидуально-психологических качеств обучающихся. Важную роль здесь играет вера ребенка в свои возможности, положительное представление о себе, уверенность в том, что можно преодолеть все возникающие трудности. Однако в педагогической практике чаще обращают внимание на учебные успехи или неуспехи ребенка, жалуются на плохую память, его недостаточную сообразительность, рассеянность. Гораздо реже идет речь о состоянии внутреннего мира ребенка, его чувствах, переживаниях, о том, как он относится к самому себе, насколько он уверен в себе, насколько ценит себя. Низкая самооценка, переживание чувства своей неполноценности по сравнению с окружающими может стать серьезным фактором, снижающим эффективность обучения и отрицательно влияющим на развитие личности. Внесение необходимой психологической коррекции в формирование данных психологических структур может оказать существенное положительное влияние на развитие личности и успешность учебной деятельности.
Выдающихся отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики и психологии всегда отличало пристальное внимание к внутреннему миру ребенка, его мироощущению, к его представлению о себе. Такое представление может быть позитивным и негативным, адекватным и неадекватным, может способствовать или, напротив, препятствовать взаимодействию с окружающими, личностному развитию. Работа в данном направлении далеко не завершена, и в силу ее научной и непосредственной практической значимости мы считаем актуальным проведение данного исследования.
Поэтому целью нашего исследования является изучение самооценки младших школьников и выявление основных факторов, влияющих на ее формирование.
Объект исследования: факторы, определяющие становление самооценки.
Предмет исследования: основные факторы и психолого-педагогические условия, влияющие на формирование и динамику самооценки.
Исследованием самооценки занимались многие отечественные и зарубежные психологи, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, У. Джеймс, З. Фрейд, А. Адлер, К. Роджерс и другие [2].
Было установлено, что представление ребенка о себе, его самооценка являются важнейшими компонентами личности. Педагогическая деятельность должна опираться на своевременную, психологически грамотную диагностику самооценки и своевременную ее коррекцию.
Формирование самооценки начинается на самых ранних этапах онтогенеза и происходит под влиянием многих факторов: степени принятия ребенка его ближайшим окружением, наличием базы доверия к миру, особенностями физического развития и степени освоения предметной и игровой деятельности [6].
Эмпирическое исследование мы проводили в средней образовательной школе №7 г. Мичуринска Тамбовской области в 2022-2023 учебном году.
Использовались такие методы, как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертной оценки и т. д.
В исследовании нами были подобраны такие методики определения эмоционального уровня самооценки как : методика «Лесенка» Т. Д. Марцинковской, методика «Рисунок несуществующего животного», учитывалась экспертная оценка учителя данного класса. Исследование показало, что дети, которые хорошо успевают в учебе, имеют высокую самооценку. Но мы наблюдали и такие случаи, когда отличники проявляли неуверенность в себе, их самооценка была нестабильной. И наоборот в нашем исследовании два ученика, которые учились на тройки показали высокую самооценку, может быть они хорошо проявляли себя и в играх, на физкультуре.
В младшем школьном возрасте наибольшее влияние на формирование самооценки ребенка оказывает его учебная деятельность, успехи или неуспехи в которой во многом определяют его взаимоотношения с учителем, его статус в классе и не могут не сказываться на характере взаимоотношений с родителями [1].
Учеба является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, основные количественные и качественные характеристики самооценки формируются под влиянием данной деятельности. Успехи или неуспехи в учебе непосредственно влияют на отношения ребенка с учителем и родителями, учебные показатели во многом определяют его статус в классе и оказывают существенное влияние на формирование самооценки и «Образа – Я».
В процессе развития ребенка его самооценка может изменяться как в сторону ее снижения, так и в сторону повышения. Положительная самооценка, сложившаяся в дошкольном возрасте, может снизиться в начальных классах под влиянием отставания в учебе. Поэтому родители должны внимательно и ответственно относиться к подготовке ребенка к школе и к начавшейся учебе. Правильно организованная коррекционная работа может изменить самооценку, сделать ее положительной и адекватной [3].
По результатам нашей работы можно сделать следующие выводы:
1. Индивидуальный подход к ребенку должен быть реализован с учетом его самооценки. По отношению к детям с разными уровнями самооценки, должны применяться соответствующие педагогические методы и приемы.
2. Следует помнить, что формирование положительной самооценки во многом зависит от успешности в ведущей деятельности. В начальных классах ведущей деятельностью является учеба. Отставание в учебе отрицательно сказывается на самооценке ребенка, поэтому преодоление неуспеваемости является одним из важнейших направлений коррекционной работы.
3. Самооценка тесно связана со статусом ребенка в классе. Формирование правильных отношений, которые исключают возможность пренебрежительного отношения одних детей к другим, является необходимым условием полноценного развития ребенка, становления положительной, стабильной самооценки [4].
4. Грубой педагогической ошибкой является постоянное указание на недостатки ребенка, высмеивание его ошибок перед всем классом. Вместо ровного и доброжелательного отношения педагога ко всем учащимся, независимо от их успеваемости, часто наблюдается постоянное восхваление отличников и обидная и нетактичная критика неуспевающих. Такое поведение педагога может свести на нет все усилия по коррекции самооценки ребенка.
5. Общение педагога с родителями нельзя строить только на основе разбора каких-то дисциплинарных нарушений ребенка или по поводу его отставания в учебе. Важно указать на положительные стороны характера ребенка, постараться наметить совместную воспитательную работу, направленную на преодоление возникающих трудностей. Надо исключить жалобы, взаимные обвинения и наладить диалог, позволяющий выявить причины нарушений и исправить положение.
6. Педагогу надо чаще применять похвалу, но хвалить учащихся надо справедливо. Похвала должна быть основана на конкретных результатах деятельности, но нельзя не отметить старание, затраченный труд. Если же ребенок ошибся, но при этом напряженно, прилежно работал, то этого нельзя не заметить, нельзя не похвалить [5].
Список литературы
1. Алипханова Ф. Н. Факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (55). - С. 97-100.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Юрайт, 2015. - 536 с.
3. Кульчицкая И. Ю. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной научно - практической конференции. - СПб: Реноме, 2015. - С. 115-118.
4. Перышкова С. А., Агишева Е. А., Трунина А. С. Развитие социального интеллекта у младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 4.
5. Фрондзей С. Н. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника // Педагогические чтения - 2016: Актуальные проблемы начального образования: Материалы региональной научно - практической конференции / под общей редакцией С. Н. Фрондзей. – Ростов на/Д. : Южный федеральный университет, 2016. - С. 36-40.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие. - М. : Академия, 2016. - 384 с.