Екатерина Евгеньевна Афанасьва
Создание условий в современной дошкольной образовательной организации для решения задач экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях развития общества становится очевидным тот факт, что проблемы взаимодействия человека и природы являются наиболее актуальными. Человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии повышения экологической культуры и грамотности всех людей, начало становления которых приходится на первые семь лет [3].
Публикация «Создание условий в современной дошкольной образовательной организации для решения задач экологического образования» размещена в разделах
Дошкольный возраст – ответственный период жизни человека, период бурного физического и психического развития ребенка, интенсивного накопления представлений об окружающем мире, который выступает фундаментом для последующих этапов жизнедеятельности человека [1]. Поэтому экологическое образование подрастающего поколения обретает особое значение.
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, на ответственное отношение к природе [2].
Мы выделяем следующие направления работы в нашем ДОУ для решения задач экологического образования дошкольников :
- экологизация видов деятельности дошкольников в группах;
- выполнение отдельных экологических проектов;
- подбор растений, уход за ними (совместно с детьми);
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды экологического образования;
- работа с родителями.
Воспитатели ДОУ отводят большое внимание созданию условий для экологического образования в группах, которые заключаются в организации центра природы, центра экспериментирования, выставочного центра, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования, так педагоги подбирают растения и осуществляют уход за ними совместно с детьми, осуществляют экологизацию видов деятельности дошкольников в группах (применение экологического содержания на различных занятиях, в режимных моментах, на прогулке, в играх). Также организовываются прогулки в парк, целью которых является приобщение дошкольников к природе, актуализация знаний детей о бережном отношении к природному сообществу.
Важным направлением выступает выполнение отдельных экологических проектов. Мы в средней группе реализовали следующие проекты: «Календарь экологических дат», «Мы – друзья природы», «Хозяин Земли», «Чистый мир». Длительность каждого проекта составляла не менее 3 месяцев.
В течение года воспитатели организовывали участие в конкурсах, дети принимали активное участие в разнообразных конкурсах, направленных на экологическое образование детей, получив грамоты участников, призеров или победетелей.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды осуществляется путем создания в группах лабораторий для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория природы является базой для самостоятельной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебно-познавательное и занимательно-игровое. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость данной деятельности для ребенка, в результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Взаимодействие с родителями воспитанников включает следующие формы: родительское собрание, экологическая газета, развлечение, фотовыставка, экологическая игра. Также традицией детского сада является участие в акции «Цветы и дети так похожи», где родители с детьми участвовали в озеленении территории детского сада.
Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и ее богатствах. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает. Поэтому взрослым, и родителям, и педагогам, необходимо приложить большие усилия, чтобы сформировать у детей четкие представления о природе.
Библиографический список
1. Москвина А. С. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации// Перспективы науки и образования. 2019. С. 271-288.
2. Третьяков А. Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста : постановка проблемы // Язык и актуальные проблемы образования : науч. тр. IV Междунар. науч. -практ. конф. М., 2019. С. 317-321.
3. Шинкарева Л. В., Панасенко К. Е. Обоснование модели педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 12-15.