Ольга Блинова
Создание условий для воспитания экологической культуры дошкольников по средствам художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для воспитания экологической культуры дошкольников по средствам художественной литературы
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека.
Публикация «Создание условий для воспитания экологической культуры дошкольников по средствам художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир». Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений. Книга учит быть гражданином, даёт первые уроки патриотизма, развивает эстетический вкус, выражающийся в произведениях детской литературы. Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребенка.
Особое место в работе с детьми дошкольного возраста отводят сказкам, раскрывающим окружающий мир, дающим первоначальные представления и понятия о природе. В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, книга о природе для детей должна быть одновременно и художественной.
Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветья лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Книга о природе дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Современная обстановка стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги дошкольных образовательных организаций достаточно уверенно владеют наглядными средствами организации познавательных процессов, умеют организовать детский досуг и поддержать детскую инициативу.
Считаю актуальными следующие условия по экологическому воспитанию через художественную литературу :
1. Чтение произведений и беседы по содержанию в режимные моменты.
Рассказы и сказки, читаемые мной детям- В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Что делали рыбы зимой?», «Кто где живет?», «Отчего у сороки длинный хвост?», обращены непосредственно к ребенку и побуждают его к поиску ответов на поставленные в названии произведения вопросы. В них даны яркие характеристики животных, дети знакомятся с их приспособлениями к условиям жизни, что имеет большое воспитательное и познавательное значение. Познавательные истории написаны очень просто и весело. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Так, сказка "Первая охота" В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира. Сказки Н. Сладкова «Медведь и Солнце», «Как Медведя переворачивали?», «Чья проталина?» объясняют понятным для ребенка языком причинно – следственные связи в природе.
2. Организация и проведение акций, выставок, конкурсов.
«Покормите птиц зимой!»- Проведение этой акции является ежегодной традицией для нас. В холодное время года перед зимующими птицами встает жизненно важный вопрос: как прокормиться, а мы, люди, должны помочь им пережить холодную зиму. Чтобы ярче донести до детей, зачем помогать птицам зимой, можно использовать произведения о зимующих птицах: О. Чусовитиной «Трудно птичкам зимовать», Г. Скребицкого «Чем питаются птицы зимой?», В. А. Сухомлинского «Птичья кладовая».
Так же мы организовываем конкурсы между семьями воспитанников такие, как "Сытая птица мороза не боится!", цель которого- объединить детей и взрослых в желании оказать помощь зимующим птицам, привлечь внимание к проблемам пернатых в зимнее время, формировать экологическую культуру подрастающего поколения. На конкурс принимаются рисунки зимующих птиц, поделки птиц, кормушки для птиц, сделанные своими руками, фотографии на тему "Зимующие птицы нашего края". Выставки получаются очень красочными, яркими и радуют своим разнообразием детей и взрослых.
3. Наблюдение за живыми и сезонными явлениями природы во время прогулок, наблюдение из окна.
Представление об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новое знание, постепенно расширять и углублять первоначальное представление. Для более качественного получения информации, для закрепления знаний о природе и её явлениях используем такие методы и формы работы: это могут быть рассказы воспитателя о природе, чтение книг, стихов, загадок.
Мной разработан приблизительный цикл наблюдений во время утренней, дневной и вечерней прогулки. Он в себя включает такие наблюдения:
- за изменениями осенней природы (за солнцем, небом, облаками, силой ветра, осенним дождём)
- за цветником
- за перелётными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
- за листопадом
- за красотой и богатством осенних красок.
4. Экологические квэсты.
Квэст- один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Квэсты используются в педагогической практике ДО недавно, но уже получили признание. Мы тоже используем их в практике. Мы проводим разнообразные квэсты по экологии с использованием заданий, направленных на знание художественной литературы. Например, осенью проводили квэст под названием «Дары осени», где команды отгадывали загадки «с подвохом» про овощи с грядки. Та команда, которая угадала, рассказывают, в какие блюда добавляют этот овощ, делают из него заготовки на зиму, или нет.
К акции «Покормите птиц зимой», я приурочили квэст «Птицы, которые остаются с нами зимовать». Команды по картинкам отгадывали названия зимующих птиц, называли их отличительные особенности во внешнем виде. Планирую и дальше активно использовать в своей работе квесты различного направления.
5. Дистанционный детский сад.
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста- обучение на расстоянии без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет- технологий.
Главные цели дистанционного обучения детей- предоставить ребёнку возможность получить образование на дому. Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребёнок получает возможность смотреть видео - занятия, изучать учебный материал, а так же, находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель заданий- проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребёнок (по желанию) может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. На нашем сайте. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребёнок использует полученные знания.
Мы с коллегами ежедневно размещаем полезный и занимательный материал на нашем сайте. Не осталось в стороне и экологическое воспитание дошкольников через художественную литературу- они с удовольствием прослушивают аудиосказки, аудиорассказы, стихи, загадки.
6. «Уголк для родителей».
Родителям предложены для ознакомления папки -передвижки: "Книга и ребенок", "Что такое экологическое воспитание", "Воспитание детей художественной литературой", "Список художественной литературы о природе для чтения с детьми дома" и т. д. ; изготовлены памятки и буклеты: «Природа глазами ребенка», "Воспитываем читателя" и т. д. Так же систематически организовываем библиотеку для чтения книг дома (с возвратом в детский сад).
Можно сделать вывод, что специально организованная работа с использованием детской художественной литературы способствует формированию природоведческих знаний, любви к природе.