Светлана Реутова
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: соблюдение режима дня, отсутствие родных людей, постоянный контакт со сверстниками и т. д. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся раннее связей и быстрого образования новых. Современный детский сад-это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому педагог ДОУ несет ответственность за каждого воспитанника и благополучное проживание им дошкольного детства. Уход за детьми, создание условий для их развития, укрепление и сохранение здоровья – главные задачи воспитателя ДОУ, но при этом не менее важно, чтобы ребенок чувствовал себя в группе психологически комфортно, поэтому педагогу необходимо учитывать настроение, интересы и мнение каждого воспитанника. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Публикация «Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Чтобы создать психологический комфорт для детей в ДОУ, необходимо обеспечить личностно-ориентированный подход к детям; сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; активное развитие всех видов деятельности ребенка при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; развитие навыков коммуникации детей; широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); активную деятельность педагога-психолога и других специалистов.
Среда развития ребёнка в детском саду – один из механизмов, обеспечивающих желаемый эффект в обучении и развитии воспитанников детей. В зависимости от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни воспитанников, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, можно определить её развивающий потенциал.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-развивающей среды ДОУ. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Важно помнить, что в обустройстве игровых уголков в каждой возрастной группе должны быть свои особенности.
Детский сад должен предоставить ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось.
И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Все (взрослые) и всё, что окружает ребенка, должно развивать и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
Педагогическая деятельность в детском саду направлена на здоровьесбережение детей. Оно включает разные виды деятельности, цель которых – укрепить и сохранить здоровье воспитанников. Это организация питания и режима, мероприятия по формированию активной жизненной позиции и приобщению к здоровому образу жизни с применением различных методик и технологий, разучивание правил безопасности в сложных и опасных ситуациях и т. д.
Психологическая безопасность дошкольника так же играет важное значение для его полноценного развития, сохранения и поддержки психического здоровья ребенка, а так же для предупреждения психологических травм малыша. Для того, чтобы ребенок развивался в соответствии со своим возрастом и возможностями, необходимо создавать психологически безопасную образовательную среду. Чувство уверенности, безопасности, психологического комфорта способствует гармоничному развитию ребенка :
Важным показателем успешной социализации дошкольников является их хорошее настроение, доброжелательный настрой на общение со сверстниками и взрослыми, умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей.