Оксана Диденко
Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет не само по себе овладение знаниями и навыками, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса, познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.
Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.
В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т. е., как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.
В то же время познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточно внимания.
Внешний мир познается на основе внутреннего, с его помощью. Любое явление, будь то объект или событие, внешнего мира может получить свое отражение во внутреннем мире человека. Всякое событие, всякая составляющая внутреннего мира может быть проявлена, интерпретирована, понята на языке событий внешнего мира.
Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.
Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе.
В дошкольном возрасте у детей происходит выработка мотивов, побуждающих к учению.
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста происходит когда в образовательном процессе дети участвуют на равне со взрослыми. Ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно – волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал
Если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.
Воспитатель Диденко О. С.