Елена Кузнецова
Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Е. И. Тихеева
Среда развития детства – это пространство его жизнедеятельности, фундамент на котором закладывается строительство личности ребёнка.
Темочки:
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
На сегодняшний день вопрос создания предметно – развивающей среды детского сада является наиболее актуальным. Вопросы по благоустройству образовательно-воспитательного пространства в группах и на участках регулярно обсуждаются не только на педсоветах и методических объединениях, но и родительских собраниях. Педагоги и родители стараются создать условия для реализации социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных задач, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную бытовую среду в детском саду и дома.
В детском саду созданы все условия для образовательной деятельности. Помещение и участок соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы ДОУ СанПиН 2.4.1.3049-13, нормам и правилам пожарной безопасности.
Строение типовое, проектная мощность учреждения – 12 групп, плановое количество детей 230 человек. К территории ДОУ относится участок площадью 1944м2.
В составе площадей имеются изолированные помещения, принадлежащие каждой дошкольной группе, специализированные помещения для занятий с детьми, зал для музыкальных занятий, физкультурных занятий, изостудия, медицинский блок, пищеблок, прачечная.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, в изолированных помещениях, принадлежащих каждой возрастной группе, выделены учебная и игровая зоны. Спальни оборудованы стационарными кроватями.
Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве.
В прошедшем учебном году предметно-развивающая среда значительно обновлена после капитального ремонта. Отремонтированы и оборудованы две дополнительные группы для детей раннего и старшего возраста.
При организации пространства детского сада учтены основные принципы подбора и размещения материала, обеспечивающие психофизическое и интеллектуальное развитие ребёнка. При этом уделено внимание перспективам развития, индивидуальным возможностям и интересам детей, что позволяет эффективно реализовать те программы и технологии, по которым работают педагоги группы.
Образовательно-воспитательное пространство детского сада смоделировано на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой) и предоставляет ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.
При организации предметно-развивающей среды, мы учитывали, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью изменить предметную среду в группе сложно, поэтому мы постарались ее пополнить и обновить, опираясь на следующие специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребё нка: игровую, продуктивную, познавательно – исследовательскую.
Игровая деятельность является главной движущей силой развития ребёнка в дошкольном возрасте, поэтому создание материальных условий для ее полноценной реализации - необходимое требование к предметной среде ДОУ. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, можно выделить три формы игровой деятельности, каждая из которых предполагает специфические игрушки и игровые материалы.
Режиссёрская игра
Режиссёрская игра - это создание воображаемого пространства и разворачивание сюжета с помощью игрушек. Мы используем ширмы, шкафчики с игрушками – персонажами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок.
Ролевая игра
В каждой возрастной группе имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр таких как: «Салон красоты», «Больница», «Супермаркет», «Модница», «Кафе», «Путешествие», «Журналисты» «Мы пожарные».
Игры с правилами.
Дети с удовольствием играют в настольные (лото, домино и т. д.) и подвижные игры (со специальным оборудованием мячами, кеглями и пр.)
Продуктивная деятельность
Продуктивная деятельность, направленная на получение определённого результата, способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремлённости и настойчивости.
Дети создают постройки из различного рода конструкторов и строительного материала, живописные работы и аппликации, изделия из пластилина, глины, теста и других пластических материалов.
Познавательно – исследовательская деятельность
Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития мышления, речи ребёнка. В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.)
Внутреннее убранство групповых помещений отражает характер, стремления, интересы и даже маленькие слабости владельцев – педагогов и детей. Развивающая среда возрастных групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Зонирование позволяет дисциплинировать педагогический процесс, помогает воспитателю организовать детей для выполнения той или иной работы.
В бытовой зоне располагаются уголки дежурства. С помощью фотографий отмечаются дежурные по занятиям, по кухне и в уголке природы. Дежурство способствует положительному отношению к труду, воспитанию ответственности, самостоятельности у детей.
В игровых зонах созданы все условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом интересов мальчиков и девочек.
Разнообразие настольных игр предоставляет возможность детям выбрать игру по желанию: шашки, шахматы, дидактические игры, конструктор и т. д. Все эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, внимания, усидчивости.
В игровой зоне ещё располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.
Активная зона способствует развитию двигательной активности, физических качеств детей и укреплению здоровья. Предметное наполнение уголка применяется в играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
В рабочей зоне размещаются творческие мастерские, познавательно-исследовательский центр, уголок музыкального развития, библиотечки, музей природы. Дети могут по желанию заняться любым видом деятельности, развивая любознательность, творческие способности, мышление, познавательную активность.
Создавая образовательное пространство мы учитывали закономерности психического развития, психофизиологические и коммуникативные особенности детей, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
Организация предметной среды в детском саду подчинена цели психологического благополучия ребёнка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортивного инвентаря базируется на научных принципах – своеобразной «эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребёнку не роскошь, а условие построения развивающей среды. Обогащение форм жизни ребёнка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства.
Предметно-развивающая среда, с любовью и заботой созданная педагогическим коллективом, вызывает у воспитанников чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Литература:
1. О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. Организация развивающей предметно-простраснственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста – М. : Федеральный институт развития образования, 2014.
2. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
3. Михайлова З. А. Теории и технологии развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
4. Нишеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 128 с.
5. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. - 59 с.