Татьяна Некраха
Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Лев Николаевич Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» впервые в русской литературе художественно изобразил процесс становления личности. Это произведение отличается не только жизненной достоверностью, но и глубоким пониманием детской психологии. Писателю удалось показать существенный признак, который отличает жизнь ребё нка от жизни взрослого человека: непосредственность нравственного восприятия людей и событий, во многом свободного от условных социальных установок. У детей нет ещё жизненного опыта поведения в тех или иных ситуациях, нет опыта выбора стандартного решения возникающих перед ними проблем. Во многом ребёнок сам познаёт мир, не имея готовых рецептов, и поэтому его мышление в большей степени носит дивергентный, нежели конвергентный характер. А это и есть непременное условие и основа развития творческих способностей, или креативности. Судите сами: вот определение креативности (от англ. create - создавать, творить) — творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Креативность – способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.
Публикация «Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Это творческая направленность врождённо свойственна всем, но, к сожалению, она теряется большинством под воздействием устаревшей системы воспитания, образования и социальной практики. Каким образом это происходит, мастерски показал Л. Н. Толстой в своей трилогии.
Однако реалии сегодняшнего дня требуют от людей, вступающих во взрослую жизнь, самостоятельности, независимости и незашоренности суждений, умения эффективно действовать и взаимодействовать не столько в стандартных ситуациях, сколько в условиях неопределённости и вероятности. Думается, что откладывать развитие творческого потенциала ребёнка на школьный возраст неоправданно в силу того, что именно дошкольники психологически готовы не только к принятию, но и созданию принципиально нового.
Более того, одним из основных принципов организации образования и воспитания в нашей стране является соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка. Именно поэтому очень важно создать условия для того, чтобы ДОУ стало не только и не столько местом дневного пребывания детей, а своеобразной стартовой площадкой, с которой и благодаря которой начинается и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Кроме того, был принят проект примерной образовательной программы дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В этих документах большое внимание уделяется необходимости создания условий для развития творческого потенциала воспитанников ДОУ, и это разумно, поскольку в школьных ФГОСах креативность заявляется как одна из ключевых метапредметных компетенций. Именно поэтому в работе с детьми я уделяю большое внимание развитию их творческих способностей. Эту работу можно условно разделить на несколько этапов.
Сначала была проведена диагностика творческого потенциала воспитанников. В качестве одного из инструментов был использован один из тестов Торренса – «Заверши рисунок».
Эти фигуры были скопированы на лист формата А4, и каждый ребё нок получил следующее задание: «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие, и постарайтесь делать это так, чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным. Попробуйте придумать название к каждому рисунку».
Оценка результатов проводилась по нескольким критериям:
• Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
• Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
• Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
• Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
• Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам
и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной
поступающей информации при решении проблем.
• Абстрактность названия — это понимание сути проблемы, того, что
действительно существенно. Процесс называния отражает способность к
трансформации образной информации в словесную форму.
Нужно сказать, что завершённые рисунки ребят никак не напоминали стереотипные решения. Действительно, особенности детского восприятия кардинально отличаются от зашоренного взгляда взрослых, и их рисунки были не только оригинальны, но и в большинстве случаев уникальны.
Таким образом, я убедилась, что креативный потенциал детей достаточно высок и необходимо проводить работу по развитию их творческих способностей.
На следующем этапе мы с ребятами пытались определить, что такое творчество, и это само по себе уже было креативным процессом. Дети отвечали так:
«Творчество похоже на закат или цветы».
«Это что-то необычное…»
«Это когда тебе нравится то, что ты делаешь. И от этого тебе радостно».
«Это разноцветный дельфин. Он плавает в море, где живут акулы, поэтому он должен уметь рисковать».
«Это радуга, которую очень хочется увидеть».
«Оно похоже на солнышко, потому что всем светит, жёлтое и встаёт с утра».
«Это дом с разноцветными окнами, где много этажей».
«Это когда в душе расцветают цветы, но для этого нужны карандаши…»
«Творческий человек похож на паука. Он, как паук, много работает, чтобы сплести СВОЮ паутину».
Согласитесь: само понимание сути творчества детьми и есть творчество – настолько эти определения необычны, оригинальны и по-своему уникальны.
По согласованию с администрацией ДОУ была разработана программа по созданию условий для целенаправленного и систематического развития творческих способностей детей. Эти занятия проводится два раза в неделю. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей.
Каждое занятия включает в себя:
• разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание;
• основное задание, направленное на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения); все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков;
• дополнительное задание, направленное на развитие эмоционального мира ребенка.
В качестве основных заданий можно использовать следующие упражнения.
«Две картинки» .
Картинок может быть и три, и четыре, и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. С малышами можно поиграть в такую игру: на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе, и так далее.
«Кляксы и пятна».
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу : а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?
«10 слов» .
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся, например, на буквы «К», «А» и «М».
«Названия» .
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.
«Что из этого можно придумать?».
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.
«Как выйти из ситуации?».
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.
«Сделай мне фотоаппарат».
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка?
И, в итоге, позволю себе обозначить несколько условий успешного развития творческих способностей.
Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его к самой разнообразной творческой деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Следующее условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает эту планку все выше и выше.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.
Однако самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Поэтому для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.
Таким образом, формирование и развитие метапредметной компетенции креативности может и должно быть реализовано и в условиях дошкольного образовательного учреждения, что обеспечит соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка.