Татьяна Чайкина
Создание условий для поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для поддержки детской инициативы
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое виденье окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Публикация «Создание условий для поддержки детской инициативы» размещена в разделах
Давайте же рассмотрим, что такое инициатива? Инициатива – это действие всегда осознанно, целенаправленно и учитывает социальные рамки. Но чтобы у дошкольников происходило становление инициативы, нужно обеспечить условия для детей. Первое условие – ребенок может относиться к предметно- пространственной среде в группе, как к объекту своего управления. Ребенок относится к предметам и пространству, как ресурсу, видя в них возможности для реализации своего замысла вместе с партнерами. Второе условие, - ребенок сам может выбирать вид деятельности, место действия и партнеров в соответствии с замыслом. То есть это места с заданной функциональностью (центры, уголки, зоны). Чаще всего, это время свободной игры или работы над мини-проектом.
Задача воспитателя – организовать среду так, чтобы, не нарушая и соблюдая требования, любыми способами поддерживать детский интерес, самостоятельность и инициативность ребенка. Ведь среда должна быть: трансформируемой, вариативной, полифункциональной. Таким образом, она способна изменяться в соответствии с игровым, познавательным замыслом ребенка.
Например:
1. Театральные ширмы могут быть сделаны так, что могут служить не только для показа театральных постановок, но и быть стенами дома, а если убрать на время тканевые полотна, то можно использовать как салон автобуса, метро и т. д.
2. Если магнитную доску поставить на колеса, то ее можно передвигать по территории группы и использовать для размещения календаря, для размещения выставки рисунков, в качестве передвигаемой, открывающейся двери дома, автобуса.
3. Для игрового строительного материала можно использовать крупные ящики из фанеры, в которых хранить любой другой материал, сооружать конструкции для игры и разграничивать пространства.
В группе должны быть созданы центры (уголки, которые направлены на поддержку инициативности дошкольников. Вот некоторые из них:
• Уголок экспериментирования. Наличие такого уголка помогает наглядно и в условиях группы продемонстрровать ребенку элементарные законы природы, физические явления, свойства веществ. Ребенок способен получить ответы на свои вопросы (почему, как, не просто посмотрев опыт в книге или его иллюстрацию, но и прочувствовать его (сам потрогать, понюхать, перелить, смешать и т. д).
• Уголок неоформленного материала. В процессе свободной игры у ребенка или группы детей зачастую возникает определенный замысел. Для того, чтобы осуществить идею, ребенок может воспользоваться разнообразным бросовым материалом. В процессе работы с ним приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают, развивают свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал.
• Уголок детского творчества. Для того, чтобы способствовать воплощению творческого замысла ребенка, необходимо предоставить ему условия, ведь желание нарисовать задуманное под впечатлением от сказки, театрального представления, беседы, сделать аппликацию маме в подарок или слепить что-либо из пластилина может появиться спонтанно и в любое время. А для того чтобы ребенок всегда имел возможность выбрать материал, необходимо следить за его наличием и вовремя пополнять недостающее. А чтобы дошкольник мог продемонстрировать результат другим и какое то время сам насладиться сделанным.
• Уголок уединения. Должен быть небольшого размера, поскольку это место, где ребенок может уединиться, побыть в тишине, отдохнуть от коллектива и расслабиться, пережить неприятную ситуацию или стресс. Изготовить такой уголок можно в виде шатра, палатки, ширмы.
При организации работы в этом направлении педагоги должны придерживаться следующих принципов. Деятельности стимулирования детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и самостоятельной деятельности. Вариативности, предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществления права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. Креативности, создание условий, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Также наиболее эффективными формами работы, для поддержки детской инициативы является следующее :
1. Познавательны занятия (Например, перед детьми ставиться проблемная ситуация: Как появился стул, люди сидели везде: на бревне, кочке, пеньке. И стали думать, а на чем можно посидеть еще? Проблема, как ее решить? Дети думают (решают) и берут нужный им материал и творят: рисуют, мастерят, клеят, конструируют свой стул.)
2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и эксперименты. (Почему и чем отличаются курица и утка, рассматривание и эксперименты с пером).
3. Наблюдение и труд в уголке природы.
4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. ( Например: Как сделать так, чтобы нарисованный медведь стал мягким? Что можно смастерить из скорлупы грецкого ореха)
5. Самостоятельная деятельность детей.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Это и будет важными условиями развития детской инициативы и творчества.