Ирина Шаптефрац
Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №2
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Слайд №3
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, это является основополагающей ценностной установкой современного, быстро трансформирующегося мира - это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
Публикация «Консультация для педагогов „Способы поддержки детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В процессе работы по формированию у детей познавательного мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Необходимо развивать любознательность.
2. Формировать познавательные действия.
3. Развивать воображение и творческую активность.
4. Формировать первичное представление о людях, свойствах материалов, об окружающем мире.
Слайд №4
Познавательно-исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребё нка решающая следующие задачи:
1. Развивать мыслительные способности детей об окружающем мире в процессе исследовательской деятельности.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
4. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5. Формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Ребенок активно стремится познать мир, ему все интересно и увлекательно. Как устроены вещи, почему идет дождь или горит свет? Все эти почему нельзя оставлять без ответа, именно познавательно-исследовательская деятельность самый эффективный метод познания и развития ребенка.
Слайд №5
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление малыша получить доброжелательное внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и самостоятельные действия детей. В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте
• постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; • «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
• поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.
• проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
• получать возможность участвовать в разнообразной деятельности : в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
• специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы;
• создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы; побуждать детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи.
Слайд №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 Фотографии
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
В дошкольном учреждении для этого создаются:
1. Уголок природы с растительными и животными объектами и инструментарием для ухаживания за ними, календарем природы и погоды, дневниками наблюдений;
2. Зона экспериментирования, в которой можно найти различный материал и инструмент для опытов по плавучести, сыпучести, горючести, прозрачности, намагничивания;
3. Картотеки по экспериментированию: «Занимательные опыты на кухне», «Занимательные опыты и эксперименты для малышей», «Опыты с водой», картотека опытов «Космос», дневник проведенных опытов и т. д.
4. Дидактические игры: «Вокруг да около», «Солнечный зайчик», «Кто играет с ленточками?», «Свойство предметов», «Воздух, земля, вода» и т. д.
5. Демонстрационный материал
Слайд №17
Инициатива ребенка является основной формой его жизнедеятельности, а так же необходимым условием развития, которая закладывает фундамент и даёт перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала дошкольника.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка, которая в дошкольном учреждении используется как наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.
Слайд №2
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Слайд №3
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, это является основополагающей ценностной установкой современного, быстро трансформирующегося мира - это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В процессе работы по формированию у детей познавательного мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Необходимо развивать любознательность.
2. Формировать познавательные действия.
3. Развивать воображение и творческую активность.
4. Формировать первичное представление о людях, свойствах материалов, об окружающем мире.
Слайд №4
Познавательно-исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребё нка решающая следующие задачи:
1. Развивать мыслительные способности детей об окружающем мире в процессе исследовательской деятельности.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
4. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5. Формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Ребенок активно стремится познать мир, ему все интересно и увлекательно. Как устроены вещи, почему идет дождь или горит свет? Все эти почему нельзя оставлять без ответа, именно познавательно-исследовательская деятельность самый эффективный метод познания и развития ребенка.
Слайд №5
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление малыша получить доброжелательное внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и самостоятельные действия детей. В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте
• постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; • «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
• поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.
• проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
• получать возможность участвовать в разнообразной деятельности : в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
• специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы;
• создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы; побуждать детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи.
Слайд №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 Фотографии
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
В дошкольном учреждении для этого создаются:
1. Уголок природы с растительными и животными объектами и инструментарием для ухаживания за ними, календарем природы и погоды, дневниками наблюдений;
2. Зона экспериментирования, в которой можно найти различный материал и инструмент для опытов по плавучести, сыпучести, горючести, прозрачности, намагничивания;
3. Картотеки по экспериментированию: «Занимательные опыты на кухне», «Занимательные опыты и эксперименты для малышей», «Опыты с водой», картотека опытов «Космос», дневник проведенных опытов и т. д.
4. Дидактические игры: «Вокруг да около», «Солнечный зайчик», «Кто играет с ленточками?», «Свойство предметов», «Воздух, земля, вода» и т. д.
5. Демонстрационный материал
Слайд №17
Инициатива ребенка является основной формой его жизнедеятельности, а так же необходимым условием развития, которая закладывает фундамент и даёт перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала дошкольника.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка, которая в дошкольном учреждении используется как наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.