Марина Сильванович (Васильева)
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 Комбинированного вида» города Пикалево
проект
«Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях через здоровьесберегающие технологии»
Автор проекта: музыкальный руководитель Сильванович М. П.
высшей квалифицированной категории
МБДОУ «д/с №6 КВ» г. Пикалево
2017г.
«Я не боюсь еще и еще раз сказать
забота о здоровье – важнейшая работа.
Публикация «Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях» размещена в разделах
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА.
На моих занятиях музыкальная деятельность ребёнка может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности детей – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. Я хочу научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Система моей работы включает не только вопросы музыкального развития, но и вопросы физического здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности и инициативы детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Забота о личности и здоровье детей-важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического и имеет свою древнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. На Музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии и инициативу детей.
Проблема.
- В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
-в недостатке методической литературы по музыкально-валеологическому воспитанию дошкольников.
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: Валеологические знания, полученные на музыкальных занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара. Также музыкальные занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, со своей семьёй и окружающим миром. Благодаря инициативности ребенка, развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.
СТЕПЕНЬ РАСПРОСТРАНЁННОСТИ.
-представление проекта в ДОУ.
- Публикация отдельных материалов проекта (конспекты занятий).
Новизна: на музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности детей актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме: применение валеологических песен-распевок, игрового самомассажа, пальчиковых игр, пассивной музыкотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний, сопровождение речевых игр музыкально-ритмическими движениями.
Исходя из той или иной направленности активности дошкольника, выделяют следующие сферы инициативы :
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, элементарную познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные отношения).
Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений. Большое желание детей самостоятельно участвовать в том или ином виде деятельности.
Цель проекта: Разработка и проведение музыкальных занятий, включая в их планирование инициативу детей и здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни и инициативы на музыкальных занятиях.
задача развития инициативности дошкольников в музыкальной деятельности является актуальной и своевременной. Инициативность – важное условие развития музыкальных способностей ребёнка и один из показателей развития его личностных качеств. В музыкальных видах деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) инициативное поведение проявляется в том, что ребёнок начинает планировать свои действия, ставя перед собой задачи и последовательно их решая.
Образовательные задачи:
- Создать предметно развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
- Развивать Музыкальные и творческие способности с помощью здоровье сберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Формировать начала музыкальной культуры.
-С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (Активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
-Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: -Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
-Воспитывать и развивать детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной деятельности.
-Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
- Поддерживать детскую инициативу на музыкальных занятиях.
ГИПОТЕЗА: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме с проявлением инициативы и самостоятельности детей.
Участники проекта: дети группы №4, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, родители, педагог-психолог.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ моей работы заключается в изучении разнообразных методик по музыкально - валеологическому воспитанию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ моей работы состоит в разработке комплекса мероприятий направленных на развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни и инициативе детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
этапы цель Формы работы содержание
Организационный
- Изучение литературы по данной проблеме.
- Накопление методического материала.
- Изготовление пособий.
- Определение задач реализации проекта на 2016-18 гг.
- Самообразование
- самоанализ
- Знакомство с новыми здоровьесбереающими технологиями,
Оценка возможности их применения по музыкальному воспитанию. Определение
Основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.
Диагностический.
- Выявление начального уровня.
Развития музыкальных способностей детей.
- Инициатива и самостоятельность детей на музыкальных занятиях.
- Определение их интересов и возможностей в музыкальной деятельности
- Диагностирование детей при участии Физического воспитания, медсестры.
Практический
- Создание методических разработок для реализации проекта.
- Развлечение и досуги с использованием здоровьесберегающих технологий, совместно с родителями;
- Музыкально валеологические занятия;
- Применение ИКТ на занятиях;
- Музыкотерапия в повседневной жизни ребёнка
- Музыкально-физкультурные занятия.
- Самообразование.
- мастер- класс,
- круглый стол,
- консультации.
Обобщающий
- Исследование результатов практической деятельности.
- Перспективное планирование, с учётом этих результатов.
- Диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей.
- Создание методических рекомендаций и пособий.
- анализ обобщение полученных результатов,
- предварительное подведение итогов,
- Разработка методических рекомендаций и пособий.
Модель реализации проекта
Условия. Диагностика. Методическая работа.
Работа с детьми:
Участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок наши дети переносят в повседневную деятельность. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов, но и проявляли инициативу и самостоятельность. Надо создавать такие условия и ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д.
Работа с педагогами, взаимодействие с родителями.
Постоянное пополнение музыкального зала и музыкальных уголков в группах новым, в том числе и самодельным оборудованием. Использовать готовые и разрабатывать свои методы тестирования, анкетирования, наблюдений за развитием музыкальных и творческих способностей детей их, физическим и духовным совершенствованием.
1. Организация предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию и оздоровлению детей.
2. Сборники комплексов здоровье-сберегающих технологий.
3. Конспекты музыкальных и музыкально-валеологических занятий.
4. Сценарии досугов и развлечений.
5. Консультационный материал для родителей.
6. Консультационный материал для педагогов.
7. Создание комплекта CD дисков «Музыкотерапия»
8. Пополнение аудио-оснащения; «В помощь музыкальному руководителю»
Обобщение и распространение опыта работы
1. Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождение, музыкальные занятия, индивидуальная работа, досуги развлечения.
2. Диагностика развития музыкальных и творческих способностей детей, показатели их здоровья.
1. Организация совместных досугов, развлечений и концертов.
2. Беседы с преподавателями музыки о творческом росте выпускников.
3. Проведение музыкально-литературных викторин.
1. Выступления на педагогических советах ДОУ, собраниях творческой группы.
2. Консультации для педагогов.
3. Совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей.
4. Совместная работа с инструктором по физвоспитанию, по музыкально- оздоровительной работе, воспитателями 4 группы.
1. Анкетирование
2. Беседы (индивидуальные) о музыкальном воспитании ребёнка.
3. Консультации, выступления на родительских собраниях.
4. Участия в праздниках, развлечениях
5. Театральное представление для родителей.
6. Совместное изготовления костюмов, атрибутов.
Таким образом, моя роль как музыкального руководителя в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что незаметно для ребенка побуждает проявить активность в различных видах музыкальной деятельности. В ходе реализации проекта дети видели и чувствовали, что каждого из них принимают и уважают, они ощущали себя комфортно и могли вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делали выбор, т. е. проявляли инициативу.
Предлагаю Вам посмотреть конспект моего занятия :
«Путешествие в осенний лес»
Конспект музыкального занятия в старшей группе.
Программное содержание: учить детей понимать эмоции и чувства, выраженные в музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
расширять кругозор детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства;
закреплять практические навыки выразительного исполнения песни;
развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу музыки; побуждать к активным, самостоятельным действиям;
развивать творчество и инициативу детей;
укреплять здоровье детей.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социолизация»
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Осенняя сказка», иллюстрации листьев с разных деревьев, большие листья березы, рябины, дуба, клена, осины; коробка с музыкальными инструментами по количеству детей (маракасы, ложки, бубны)
Предварительная работа: изучение песни «Огородная — хороводная», беседа об осени.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Исполняется игра приветствие «Здравствуй, говори»___
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня у нас будет увлекательное путешествие. За ведущим проходите на стульчики. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель:. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Осеннюю сказку». Давайте вспомним, какая бывает осень.
Беседа с детьми об осенней природе, погоде.
Музыкальный руководитель. А теперь послушайте «Осеннюю сказку».
Наступила осень. Одна девочка пошла в лес за осенними листочками. Навстречу ей попалась берёзка – вся жёлтая, с листьями, похожими на золотые монетки (слайд 2).
Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки (слайд 3).
Потом девочка увидела старый дуб (слайд 4).
Он был ещё совсем зелёный, только уже с желудями. (слайд5) А ещё в лесу росла рябина с очень красивыми яркими ягодами (слайд 6).
И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в саду разожги костёр. Это был чудесный клён (слайд 7).
Девочка подошла к клёну и поздоровалась ним. А он в ответ сбросил ей несколько своих красивых листочков (слайд 8).
- Это ты мне? – спросила девочка.
- Тебе…- прошелестел клён, и снова в воздухе закружились кленовые листья.
- Спасибо, - сказала девочка. – Но зачем ты роняешь такие красивые листья? Скоро у тебя ни одно не останется.
- Я готовлюсь к зиме, - ответил клён. – Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зелёных почек, которые развернутся весной.
И снова кленовые листья закружились вокруг девочки. Она набрала их целую охапку (слайд 8)
Принесла домой, разгладила каждый листок и поставила букет в вазу, на подоконник.
Когда пришла зима, всюду лежал снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет оранжевое тёплое солнце (слайд 9).
Воспитатель: Сейчас и мы с вами будем собирать листья.
Проводится пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать».
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать».
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, листья рябины, (загибают пальчики с начиная с большого)
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберём.
В садик осенний букет принесём. («шагают» по столу средним и указательным
Пальчиками)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отправимся с вами в осенний лес? (Ответы детей) Встаем на ноги и за ведущим маршируем по кругу. Ноги высоко поднимаем, спину держим прямо.
Проводится двигательное упражнение «По дорожке».
Двигательное упражнение «По дорожке».
По дорожке, по дорожке. Подскоки на правой ноге.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге.
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед. Выравнивание осанки.
Замечательный народ!
По тропинке побежим, Легкий бег на носках.
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке Прыжки на месте.
Мы попрыгаем, как зайки.
Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются.
Всем улыбнулись.
Воспитатель: Вот и пришли мы в осенний лес (слайд 10). Молодцы, ребята! А как мы должны вести себя в лесу? (ответы детей)
Музыкальный руководитель : д Ребята авайте представим, что мы – осенние листочки. Возьмите каждый по одному листочку. Встанем на носочки, поднимем руки вверх и плавно покачаем руками под музыку.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Плавные движения у вас получились (воспитатель собирает листочки). Ребята, я предлагаю собрать букет из разных осенних листьев. Вы мне поможете? (ответы детей). Но что бы собрать те листья, которые нам нужны, нужно выполнять задания. Посмотрите, первый лист с какого дерева? А какого цвета? Правильно, это дуб. Посмотрим, какое задание. Задание: определить характер музыки. За ведущим проходим на стульчики.
Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. А теперь сядем правильно, ноги поставим ровно, руки положим на колени.
Мы тихонечко сидим
И готовим уши.
Потому что мы хотим научиться слушать.
Ребята, посмотрите внимательно на портрет (слайд 11, скажите кто изображен на нем? (Ответы детей.) Правильно, Петр Ильич Чайковский. А кем он был? (Ответы детей). Конечно же, русским композитором. И сейчас мы послушаем произведение «Октябрь» из цикла «Времена года» (слайд 12).
Беседа о прослушанном произведении.
ВОСПИТАТЕЛЬ:. Молодцы, ребята. Справились с первым заданием. Лист дуба мы ставим в вазу.
Посмотрите, а этот лист с какого дерева? (Ответы детей). Правильно, клен. Задание: с помощью музыкальных инструментов рассказать о признаках осени. Ребята, у вас под стульями лежат музыкальные инструменты, возьмите их. Скажите, какие самые главные признаки осени? (Ответы детей) Правильно, ветер и дождь. Скажите, пожалуйста, капли дождя какими инструментами можно изобразить (Ответы детей, а ветер? (Ответы детей). Сейчас дети, которые держат в руках треугольники, бубенцы и металлофоны под музыку попробуют изобразить дождь. Затем дети с шумовыми инструментами изобразят ветер. А потом устроим с вами непогоду: ветер и дождь.
Дети играют на музыкальных инструментах. «Дождик»
Воспитатель:. Молодцы ребята, кладите инструменты под стулья. Лист клена тоже ставим в вазу. Рассмотрим третий лист (Ответы детей). Лист березы. Задание: потанцевать под красивую музыку, которая рисует картину осени. Встаем и за ведущим идет по кругу на носках, легким шагом.
Дети под произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня» самостоятельно импровизируют.
Музыкальный руководитель. Какие красивые движения вы придумали, молодцы. Ставим лист в вазу. Вот и четвертый лист. С какого он дерева? (Ответы детей.) а давайте на него подуем.
Проводится дыхательная гимнастика «Подуй на листок».
Музыкальный руководитель. Вот мы с вами подышали, а теперь давайте споем звуки, сядем ровно и на одном дыхании пропеваем звуки.
Распевка звуков (А, О, И)
Музыкальный руководитель : Ребята а какую песню мы знаем про осень?
Давайте, ее исполним. Исполняется песня: «Осень Золотая»
Воспитатель:. Вот и еще один листок у нас прибавился. Ребята молодцы, весело пели! Посмотрите, у нас остался последний листок с заданием. Задание: поиграть в осеннюю игру. Проводится игра «Три листочка»
Воспитатель:. Спасибо вам, ребята, посмотрите, какой красивый букет вы помогли мне собрать. Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза.
Раз, два, три, четыре, пять, В детский сад пришли опять. Вот мы и в детском саду. Скажите, вам понравилась прогулка в лес? А что больше всего понравилось? (Ответы детей.) Мне тоже это понравилось. Наше приключение закончилось, я хочу подарить вам этот осенний букет, что бы вспоминали о нашей встрече. До свиданье!
(Дети под музыку идут в группу)