Ирина Тютина
Проектный метод как средство поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектный метод как средство поддержки детской инициативы»
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность,
смелость ума, вселить в них радость сотворчества,
то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мысли,
дай им возможность почувствовать
Публикация «Проектный метод как средство поддержки детской инициативы» размещена в разделах
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, одной из задач ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности детей (п. 1.6 «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»)
Поэтому современному дошкольному образованию в условиях ФГОС ДО и огромного потока информации необходимо подобрать такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, и инициативную позицию у дошкольников
В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию.
Зачем нужно проектирование в детском саду?
На мой взгляд:
• Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, предоставляет свободу и возможность познать себя, позволят не ощущать «давления» взрослых.
• Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу.
• Помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления.
• Позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.
Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов,
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности. Главное условие — помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.
Метод проектов как средство поддержки детской инициативы можно использовать в работе с детьми, не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Самое главное правильно подобрать вид и тематику проектов. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра то, начиная с младшего возраста используются игровые и творческие проекты : «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др.
С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности.
Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Поэтому актуальным становится и другой вид проектов информационно-практико-ориентированный: «Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья», «Этот загадочный лимон», «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия» и др.
В старшем дошкольном возрасте дети склонны экспериментировать, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна поэтому на первое место выходит исследовательско-творческий проект. Так же проекты в этом возрасте могут быть и индивидуальными. Дети с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои проекты.
Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить проект под названием «Наш фикус». Детей заинтересовал старый вянущий цветок с осыпающимися листьями. Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?»
Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё?
Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что фикус-это действительно старый цветок и он погибает от старости.
Проблема: как сохранить растение?
Цель: сохранить растение в группе. и вследствие этого определилась проблема: «Что делать?».
Пути решения: предложения детей: купить другой, посадить самим. Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.
Проблема: как это сделать?
Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.
Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.
Предложения детей: посадить семенами, посадить черенком.
После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать способ черенкования (знакомство с новыми словами и понятиями).
Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старого фикуса боковые отростки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)
Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.
-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был. Предложения детей: сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.
Форма работы: рисование черенка в баночке с водой, составление схемы.
Цель: поддержать интерес к наблюдению.
Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим наш молодой фикус он может один заскучать.
Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.
Форма работы: задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Найти материал о данном цветке (составить паспорт).
Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фикуса.
Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение уголка природы принесёнными детьми растениями.
Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.
Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наш фикус и его друзья-цветы не погибли (ухаживать за ними).
Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.
Т. о., можно сказать, что использование проектной технологии при правильной организации способствует поддержке детской инициативы.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность достичь целевых ориентиров дошкольного образования
• проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям;
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• способен к принятию собственных решений.
«Проектный метод как средство поддержки детской инициативы»
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность,
смелость ума, вселить в них радость сотворчества,
то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мысли,
дай им возможность почувствовать
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, одной из задач ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности детей (п. 1.6 «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»)
Поэтому современному дошкольному образованию в условиях ФГОС ДО и огромного потока информации необходимо подобрать такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, и инициативную позицию у дошкольников
В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию.
Зачем нужно проектирование в детском саду?
На мой взгляд:
• Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, предоставляет свободу и возможность познать себя, позволят не ощущать «давления» взрослых.
• Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу.
• Помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления.
• Позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.
Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов,
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности. Главное условие — помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.
Метод проектов как средство поддержки детской инициативы можно использовать в работе с детьми, не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Самое главное правильно подобрать вид и тематику проектов. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра то, начиная с младшего возраста используются игровые и творческие проекты : «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др.
С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности.
Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Поэтому актуальным становится и другой вид проектов информационно-практико-ориентированный: «Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья», «Этот загадочный лимон», «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия» и др.
В старшем дошкольном возрасте дети склонны экспериментировать, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна поэтому на первое место выходит исследовательско-творческий проект. Так же проекты в этом возрасте могут быть и индивидуальными. Дети с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои проекты.
Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить проект под названием «Наш фикус». Детей заинтересовал старый вянущий цветок с осыпающимися листьями. Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?»
Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё?
Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что фикус-это действительно старый цветок и он погибает от старости.
Проблема: как сохранить растение?
Цель: сохранить растение в группе. и вследствие этого определилась проблема: «Что делать?».
Пути решения: предложения детей: купить другой, посадить самим. Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.
Проблема: как это сделать?
Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.
Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.
Предложения детей: посадить семенами, посадить черенком.
После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать способ черенкования (знакомство с новыми словами и понятиями).
Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старого фикуса боковые отростки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)
Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.
-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был. Предложения детей: сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.
Форма работы: рисование черенка в баночке с водой, составление схемы.
Цель: поддержать интерес к наблюдению.
Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим наш молодой фикус он может один заскучать.
Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.
Форма работы: задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Найти материал о данном цветке (составить паспорт).
Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фикуса.
Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение уголка природы принесёнными детьми растениями.
Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.
Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наш фикус и его друзья-цветы не погибли (ухаживать за ними).
Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.
Т. о., можно сказать, что использование проектной технологии при правильной организации способствует поддержке детской инициативы.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность достичь целевых ориентиров дошкольного образования
• проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям;
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• способен к принятию собственных решений.