Приложение МААМ

Проектный метод как средство поддержки детской инициативы

Ирина Тютина
Проектный метод как средство поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы

«Проектный метод как средство поддержки детской инициативы»

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность,

смелость ума, вселить в них радость сотворчества,

то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей

образовывали царство мысли,

дай им возможность почувствовать

Публикация «Проектный метод как средство поддержки детской инициативы» размещена в разделах

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, одной из задач ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности детей (п. 1.6 «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»)

Поэтому современному дошкольному образованию в условиях ФГОС ДО и огромного потока информации необходимо подобрать такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, и инициативную позицию у дошкольников

В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию.

Зачем нужно проектирование в детском саду?

На мой взгляд:

Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, предоставляет свободу и возможность познать себя, позволят не ощущать «давления» взрослых.

Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу.

• Помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления.

• Позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.

Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов,

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности. Главное условие — помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.

Метод проектов как средство поддержки детской инициативы можно использовать в работе с детьми, не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Самое главное правильно подобрать вид и тематику проектов. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра то, начиная с младшего возраста используются игровые и творческие проекты : «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др.

С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности.

Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Поэтому актуальным становится и другой вид проектов информационно-практико-ориентированный: «Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья», «Этот загадочный лимон», «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия» и др.

В старшем дошкольном возрасте дети склонны экспериментировать, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна поэтому на первое место выходит исследовательско-творческий проект. Так же проекты в этом возрасте могут быть и индивидуальными. Дети с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои проекты.

Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить проект под названием «Наш фикус». Детей заинтересовал старый вянущий цветок с осыпающимися листьями. Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?»

Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё?

Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что фикус-это действительно старый цветок и он погибает от старости.

Проблема: как сохранить растение?

Цель: сохранить растение в группе. и вследствие этого определилась проблема: «Что делать?».

Пути решения: предложения детей: купить другой, посадить самим. Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.

Проблема: как это сделать?

Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.

Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.

Предложения детей: посадить семенами, посадить черенком.

После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать способ черенкования (знакомство с новыми словами и понятиями).

Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старого фикуса боковые отростки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)

Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.

-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был. Предложения детей: сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.

Форма работы: рисование черенка в баночке с водой, составление схемы.

Цель: поддержать интерес к наблюдению.

Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим наш молодой фикус он может один заскучать.

Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.

Форма работы: задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Найти материал о данном цветке (составить паспорт).

Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фикуса.

Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение уголка природы принесёнными детьми растениями.

Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.

Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наш фикус и его друзья-цветы не погибли (ухаживать за ними).

Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.

Т. о., можно сказать, что использование проектной технологии при правильной организации способствует поддержке детской инициативы.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность достичь целевых ориентиров дошкольного образования

• проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок способен к волевым усилиям;

• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

• способен к принятию собственных решений.

«Проектный метод как средство поддержки детской инициативы»

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность,

смелость ума, вселить в них радость сотворчества,

то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей

образовывали царство мысли,

дай им возможность почувствовать

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, одной из задач ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности детей (п. 1.6 «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»)

Поэтому современному дошкольному образованию в условиях ФГОС ДО и огромного потока информации необходимо подобрать такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, и инициативную позицию у дошкольников

В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию.

Зачем нужно проектирование в детском саду?

На мой взгляд:

Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, предоставляет свободу и возможность познать себя, позволят не ощущать «давления» взрослых.

Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу.

• Помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления.

• Позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.

Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов,

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности. Главное условие — помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.

Метод проектов как средство поддержки детской инициативы можно использовать в работе с детьми, не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Самое главное правильно подобрать вид и тематику проектов. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра то, начиная с младшего возраста используются игровые и творческие проекты : «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др.

С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности.

Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Поэтому актуальным становится и другой вид проектов информационно-практико-ориентированный: «Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья», «Этот загадочный лимон», «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия» и др.

В старшем дошкольном возрасте дети склонны экспериментировать, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна поэтому на первое место выходит исследовательско-творческий проект. Так же проекты в этом возрасте могут быть и индивидуальными. Дети с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои проекты.

Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить проект под названием «Наш фикус». Детей заинтересовал старый вянущий цветок с осыпающимися листьями. Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?»

Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё?

Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что фикус-это действительно старый цветок и он погибает от старости.

Проблема: как сохранить растение?

Цель: сохранить растение в группе. и вследствие этого определилась проблема: «Что делать?».

Пути решения: предложения детей: купить другой, посадить самим. Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.

Проблема: как это сделать?

Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.

Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.

Предложения детей: посадить семенами, посадить черенком.

После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать способ черенкования (знакомство с новыми словами и понятиями).

Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старого фикуса боковые отростки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)

Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.

-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был. Предложения детей: сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.

Форма работы: рисование черенка в баночке с водой, составление схемы.

Цель: поддержать интерес к наблюдению.

Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим наш молодой фикус он может один заскучать.

Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.

Форма работы: задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Найти материал о данном цветке (составить паспорт).

Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фикуса.

Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение уголка природы принесёнными детьми растениями.

Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.

Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наш фикус и его друзья-цветы не погибли (ухаживать за ними).

Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.

Т. о., можно сказать, что использование проектной технологии при правильной организации способствует поддержке детской инициативы.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность достичь целевых ориентиров дошкольного образования

• проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок способен к волевым усилиям;

• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

• способен к принятию собственных решений.

Публикации по теме:

Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольник – это прежде всего деятель, Стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счёт возникающих разнообразных инициатив.

Технологии поддержки и развития детской инициативы .В своей профессиональной деятельности использую технологии, способствующие поддержке детской инициативы и самостоятельности: организую.

Из опыта работы «Создание условий для поддержки детской инициативы» Презентация опыта работы на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников" С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Презентация «Способы и направления поддержки детской инициативы» Инициативность рассматривается: В психологии – как характеристика деятельности, поведения, один из аспектов личности человека, позволяющий.

Проект поддержки детской инициативы в первой младшей группе «В гостях у сказки» МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Проект поддержки детской инициативы в 1 младшей группе «В гостях у сказки» Составитель: воспитатель.

Режиссёрская игра как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества Аннотация Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество.

Организация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчестваОрганизация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчества Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Способы и направления поддержки детской инициативы С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В ФГОС выделены основные.

Способы и направления поддержки детской инициативы Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектный метод как средство поддержки детской инициативы
Опубликовано: 21 марта 2018 в 21:33
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектный метод как средство поддержки детской инициативы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тютина (УИ 147259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД