Никитина Ирина Викторовна
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом физическое и психическое здоровье.
Домашние условия могут, как способствовать, так и затруднять развитие ребенка. Стремление родителей чрезмерно разнообразить предметную среду не только не способствует развитию, но зачастую затрудняет проявление познавательной активности и может приводить к хаотичности и не целенаправленности поведения ребенка.
Публикация «Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
К компонентам развивающей среды относится целый ряд условий, таких как доброжелательная эмоциональная семейная атмосфера, адекватное внимание к особенностям развития ребенка, поддерживающая коммуникация в системе «родитель-ребенок», оптимально подобранные игрушки (их количество, функциональная направленность, соответствие возможностям ребенка).
Психологические условия формирования развивающей среды
Доверительные отношения между взрослыми в семье позволяют ребенку с ОВЗ без страха проявлять свои эмоции и чувства, что является основой развития личности. Напряжение в семье затрудняет проявление у ребенка здоровую познавательную активность и может приводить к невротизации. Доверие к людям создает чувство уверенности в себе и своих силах.
Взрослые не всегда объективно оценивают способности ребенка, не дают ему проявлять самостоятельность и инициативу, особенно если у ребенка есть какое-либо нарушение. Разумное восприятие ребенка и его возможностей позволяет родителям сосредоточить свои усилия на ресурсах ребенка, что облегчает преодоление имеющихся у него трудностей. Ребенок не обязан быть постоянно активным и взрослые должны учитывать его психофизиологические особенности и давать ему время на обдумывание своих предыдущих и последующих действий, что особенно важно, если темперамент мамы и ребенка не совпадает (мама – холерик, а ребенок - флегматик).
Поддерживающая коммуникация – это общение, сосредоточенное на сохранении позитивных отношений между родителем и ребенком, которое позволяет совместно решать трудные задачи и укрепляет отношения. Поддерживающая коммуникация подразумевает ориентацию на проблему, а не ребенка, использование больше одобрений, чем критики, а также умение слушать и слышать своего ребенка.
Организация среды, способствующей игре ребенка
Игра является ведущей деятельностью ребенка, и вся его жизнь подчинена игре. Через игру ребенок учится общаться, регулировать свое эмоциональное состояние, при этом происходит развитие памяти, внимания, мышления, волевых процессов. Игра – это важнейшее занятие, сопровождающее человека всю жизнь, а также мощное средство терапевтического воздействия. С возрастом происходит усложнение игры, что является показателем развития ребенка и в то же время – необходимым и обязательным условием созревания личности.
Среда (окружающая обстановка) является частью самой игры и она должна иметь следующие характеристики для того, чтобы игра возникла:
-наличие игрушек, предметов, которые вызывают интерес у ребенка;
-наличие возможности у ребенка выбирать деятельность во время занятия;
-взрослый должен как можно меньше вторгаться в деятельность ребенка;
-дружелюбная обстановка, направленная на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно;
-все занятия должны проходить в режиме, не допускающем наступление утомления, болезненных ощущений и других видов физического стресса;
-способность взрослого играть создает атмосферу, в которой возникает игра.
Когда мы говорим о ребенке с особенностями в развитии, ближайшее его окружение (мама, папа, бабушки, дедушки и другие взрослые) должно особенно трепетно относиться к организации игрового пространства ребенка.
Игра – особая форма детской деятельности и является фактически самым важным средством, методом воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. В данном случае важную роль выполняет терапевтическая функция игры, которая заключается в возможности изменить психическое самочувствие ребенка, создать радостное настроение, повысить самооценку, преодолеть имеющиеся страхи и комплексы, сформировать положительное отношение у ребенка к окружающим людям. Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению потребности в движении.
Как подготовить домашнюю среду для развития ребенка
Создавая развивающую среду, и, переходя в роль наблюдателя или помощника, взрослый передает всю активность ребенку, что позволяет развиться самостоятельности и развить способности малыша.
Важно понимать, что развивающая среда прежде всего заключается не в самих материалах, а в создании такой обстановки для малыша, где он бы мог сам, без посторенней помощи, выполнять как можно больше ежедневных действий: сам одеваться, самостоятельно есть и убирать свою посуду, мыть руки и так далее.
Организация среды должна соответствовать особенностям ребенка. Если стоит задача стимулировать речевую активность, целесообразнее организовать домашнее пространство так, чтобы ребенок обращался за помощью к взрослым. Например, любимую игрушку помесить в закрытую прозрачную коробку, чтобы ребенок ее видел, но доступ к ней мог получить только, прибегнув к помощи взрослого. Этот принцип актуален как для детей с нарушением речи, так и для детей с расстройством аутистического спектра.
Игрушки и дидактические материалы должны иметь 2 цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, то есть способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель работает на зону его ближайшего развития.
Идеи для организации домашнего пространства:
Прихожая.
• Низкие крючки для одежды.
• Полочка для ботинок ребёнка.
Комната ребёнка или гостиная с местом, где ребёнок может заниматься с материалами и играть.
• Низкие полочки с игрушками, материалами для творчества. Все материалы должны находиться на подносах, игрушки – в корзинках или коробках и быть разложены по группам (например, корзиночка с животными, коробка с «Лего» и т. п.). Важно, чтобы игрушек не было избыточное количество.
• Столик и стул по росту ребёнка для работы с материалами или для творчества.
• Низкая полочка с книгами. В комнате ребёнка должны находится только книги, соответствующие его возрасту. Не ставьте слишком много книг, лучше меняйте их время от времени.
• Низкая кровать для сна, в которую ребёнок может сам лечь по своему желанию.
• Низко подвешенное зеркало. Ребёнок смотрит на себя и учится координировать движения. Зеркало поможет ребёнку самостоятельно одеваться и расчёсываться.
• Картины и украшения комнаты, располагаются на уровне взгляда ребенка. Родители часто вешают картины в детскую, не замечая, что ребёнок их не видит, так как не смотрит так высоко. Старайтесь украшать комнату так, чтобы это было заметно ребёнку. Красота и гармония дома очень полезны для малыша с самого рождения. Отдавайте предпочтения картинкам с животными или цветами в спокойных тонах, а также семейным фотографиям или фотографиям ребёнка.
• Очень важно, чтобы ребёнок мог сам достать до своей одежды, поэтому отдавайте предпочтение низким полочкам. Не выкладывайте сразу всю одежду, ребёнок можете выбирать из 3–4 комплектов, подходящих по погоде.
• Прикреплённая к стене доска для рисования мелом либо мольберт для рисования. Это необязательное, но очень приятное и полезное дополнение. Прекрасно, если вы сможете сделать такой уголок для творчества в комнате ребёнка или в гостиной.
Ванная комната и туалет.
• Высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, мыть руки и умываться.
• Туалетные принадлежности (расчёска, зубная щётка и
полотенце) в досягаемости ребёнка.
• Игрушки для купания. Конечно, необязательно иметь такие игрушки, но детки обычно очень любят купаться в ванне. И если есть такая возможность, разрешите малышу играть с водой, не только во время купания, но и в свободной деятельности. Вы можете предлагать как небольшие фигурки для свободной игры, так и несколько баночек для переливаний. • Горшок должен находится в одном и том же месте.
Кухня.
• Высокий стул для участия в трапезе со взрослыми.
• Высокая скамейка или подставка, чтобы ребёнок мог доставать до рабочих поверхностей на кухне или до высоких полок. Такую подставку ребёнок должен иметь возможность переносить сам. Поэтому убедитесь, чтобы она была достаточно легкой. При этом взрослый должен всегда находиться рядом с ребенком, но не ограничивать его деятельность.
• Столовые приборы ребёнка должны быть расположены на нижних полках или шкафчиках так, чтобы ребёнок мог сам накрыть на стол.
• Губки, тряпочки, швабра по росту ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность сам убрать за собой.
• Вода, сок, фрукты, печенья (или любые другие продукты, которые выбирают родители для того, чтобы ребёнок мог перекусить, когда ему захочется, расположенные так, чтобы ребёнок мог сам достать до них.
Участок или терраса.
Если вы являетесь счастливым обладателем участка, то ребёнку будет очень полезно проводить там как можно больше времени. Многие родители используют балкон для некоторых из этих материалов:
• Доска для рисования.
• Сенсорные дорожки и коврики.
• Место для игр с водой.
• Песочница.
• Всевозможные спортивные снаряды.
• Инструменты (молоток и гвозди, гвоздодёр, отвертки и т. п.)
• «Кухня» : место для игры в кухню с природными материалами.
• Место для стирки и развешивания одежды.
• Растения и цветы. Очень полезным будет для ребёнка опыт разведения небольшого огорода.
Данные рекомендации носят общий характер, применяя их в своей жизни, помните, что ваш ребенок уникален и неповторим!
Поэтому создавая среду для его развития, проявляйте креативность и учитывайте его индивидуальные особенности.
Список литературы
1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : методическое пособие. – М., 2008. – 239 с.
2. Стребелева Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии / Елена Антоновна Стребелева. – М. : Парадигма, 2015. – 424 c.
3. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья : диагностика и консультирование. – М. : Национальный книжный центр, 2014. – 114 с.