Татьяна Тихонова
Создание психологически-безопасной и комфортной среды в ДОУ для работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад «Светлячок».
Создание психологически- безопасной и комфортной среды в ДОУ для работы с детьми ОВЗ.
Подготовила: Тихонова Т. К
с. Алтайское 2016г
Создание психологической безопасной образовательной среды ДОУ
Внедрение федерального стандарта в дошкольных организациях предполагает инклюзивное образование, то есть, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.
Публикация «Создание психологически-безопасной и комфортной среды в ДОУ для работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Специфика ДОУ инклюзивного типа, помимо всего этого, связана еще и с реакций на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Любой ребенок, в том числе с ОВЗ, осваивая социальное пространство ДОУ, стремится найти свое место в данном сообществе и осознанно или неосознанно строит собственную личность, вырабатывая отношение к себе, к обществу, миру, жизни. Ребенок с ОВЗ в представлении здоровых детей попадает в группу иных, не таких как все. Процесс социализации детей в ДОУ инклюзивного типа протекает в условиях, где нет разделения на группы по принципу с «ОВЗ» или без. Все дети воспитываются вместе. При этом следует отметить, что среди так называемых обычных детей имеются дети гиперактивные, агрессивные, аутичные и др. Дети интегрируются в обычную группу, и поэтому формирование толерантности становится задачей первостепенной важности. Создавая условия для успешной социализации, где у ребенка исходно закладывается осознанно уважительное отношение к себе и другим, к своему будущему и к жизни в обществе, ДОУ создает благоприятные условия для развития личности.
От того, на какого человека, на какую личность ориентированы мы в будущем, зависят сегодня вклады и действия в данной сфере. По большому счету, от дошкольного образования, которое формирует социальные нормы, ценности и закладывает определенные социальные установки, зависит будущее – будущее страны и потенциал каждой отдельной личности.
Проблема психологической безопасности образовательной среды ДОУ и ее экспертизы является наименее разработанной и вместе с тем весьма актуальной в современной ситуации трансформации образования. Общественная ценность данной задачи, безусловно, связана с особой значимостью дошкольного возраста как непременного условия успешной социализации детей, но и не только с этим, а прежде всего, с изменением отношения к личности, ее роли в обществе. Стремление создать безопасные условия, защитить всех участников данной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необходимо научиться не только выявлять психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному развитию каждой становящейся личности. Для решения задач этой области нужно включать детей с особыми потребностями в совместную деятельность с другими воспитанниками группы.
Совместная деятельность предполагает:
• Участие в режимных моментах
• Взаимодействие детей в группе во время игровой деятельности.
• Взаимодействие детей во время прогулки.
• Совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
• Участие в непосредственной образовательной деятельности
• Активные действия в специально организованной среде.
• Досуги и мастер – классы с участием родителей
• Праздники, конкурсы
• Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является участие в проектной деятельности.
Немало важным в решении проблемы социализации таких детей является взаимодействие специалистов, педагогов и родителей (командный подход).
Родители помогают нам составить полную картину особенностей ребенка.
Специалисты обеспечивают консультирование и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Составляют индивидуальный маршрут ребенка, обсуждают его с педагогами и вырабатывают свои рекомендации.
Воспитатели и специалисты работают над тем, чтобы реально включать ребенка в режимные моменты и в процесс обучения, привлекая для этого других детей. Например: просим ребенка подойти к другому ребенку и показать ему, как нужно намылить ручки. В некоторых случаях ребенок больше прислушивается к своим сверстникам, чем к педагогу.
Известно, что самый сложный этап для ребенка, когда он впервые приходит в детский сад - это период адаптации. В частности, для детей с аутизмом, которые обостренно реагируют на все новое. Поэтому период адаптации у них занимает гораздо больше времени, чем у обычных детей.
Большие трудности в период адаптации испытывают дети и с задержкой речи.
Если дети с нормальным речевым развитием могут социализироваться, используя речь как средство коммуникации, то дети с выраженным недоразвитием речи не имеют такой возможности. Таких детей часто игнорируют их сверстники и не включают в совместную деятельность.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дети с ОВЗ нуждаются в дополнительном внимании и помощи педагогов.
И для успешной социализации таких детей нужно стараться помочь ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому необходимо комментировать для него все происходящее.
Помогая ребенку налаживать контакт с другими детьми надо стараться вовлекать его в общие игры, предотвращать возможные неадекватные действия, такие как агрессия, уход в себя. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии, обеспечивающая саму возможность развития, является одним из основных показателей психологической безопасности образовательной среды ДОУ.
Педагог в инклюзивном ДОУ должен точно определить спектр задач и цели, которые предстоит реализовать. Однако прежде всего он ориентирован на развитие толерантности у всех детей, причем, в первую очередь, у «обычных» : • способность сочувствия, сопереживания, понимания Другого; • умение устанавливать и поддерживать контакты, взаимодействовать в различных видах и формах общения с окружающими, учитывая возможности другого; • умение сотрудничать, проявляя устойчивость и гибкость;
• умение вести диалог и действовать конструктивно в конфликтных ситуациях совместной деятельности. В соответствии с целями возникает необходимость введения в образовательную среду таких форм работы, как частичная и точечная инклюзия.
Опираясь на детский интерес к творческой деятельности и различный уровень знаний, умений и навыков, работа должна быть построена таким образом, что каждому ребенку была бы предоставлена возможность реализовать в полной мере индивидуальные возможности в тесном сотрудничестве с остальными детьми.
Наиболее важная часть педагогической деятельности – это работа с родителями. Необходимо учим родителей принимать ребенка таким, какой он есть, правильно строить с ним отношения. Важно показать родителям зону ближайшего развития ребенка, чтобы они адекватно оценивали возможности и перспективы его развития.
Для этого нужно приглашать родителей на консультации, проводить с ними мастер – классы, организовывать семейные клубы. И многие родители прислушаются и стараются выполнять данные рекомендации.
Решить проблему психологического насилия может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы: диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение сообщества диагностику состояния проблемы направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.