Приложение МААМ

Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ

марина никитина
Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

(Опыт работы по инклюзивному воспитанию в ГБДОУ «детский сад» №57 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.)

дефектолог ГБДОУ №57Ляхович В. С.

старший воспитатель ГБДОУ№57 Никитина М. А.

"Из того, как общество относится к инвалидам

делают выводы о том, насколько оно цивилизовано.

И России здесь есть чему учиться"

Президент России В. В. Путин.

Публикация «Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах

«Интегративное» образование предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в общеобразовательном детском саду. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение «особых» и «нормальных» детей, в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса.

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта система учитывает потребности всех детей, не только с проблемами в развитии, но и обычно развивающихся детей. Система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, часто используются новые подходы к обучению и воспитанию, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

На наш взгляд, данные особенности определения инклюзии связаны с тем, что это процесс, требующий индивидуального подхода к каждой конкретной группе. Процесс ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

Еще в 30-ые годы Лев Семенович Выготский говорил об идее инклюзивного обучения как о педагогической системе, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития и обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.

Увидеть различия между понятиями «интеграция» и «инклюзия» можно в следующей таблице:

Интеграция Инклюзия

Внимание направлено на проблемы «особых» детей Внимание направлено на всех детей детского сада

Необходимое требование - изменение ребенка с проблемами в развитии Необходимое требование - изменение всех участников образовательного процесса

Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями Преимущества получают все дети

В 1983 году детский сад № 57 открылся как дошкольное образовательное учреждение, в 1993г, на основании распоряжения Комитета по Образованию - было открыто 2 группы «Особый Ребенок», на данный момент, функционирует – 1 группа для детей со сложными дефектами.

С 2002г. в учреждении ведется работа по интегрированному воспитанию детей с ОВЗ.

В ходе работы нам стало очевидно, что совместное воспитание детей с особенностями развития и возрастной нормы оказывает одинаково благотворное влияние и на тех и на других.

Опыт, который до сих пор осуществлялся в саду, до недавнего времени, мы называли опытом интеграции. И вот появился новый термин — инклюзия. Изучив принципы инклюзивного подхода, мы поняли, что делаем первые шаги в сторону инклюзивного воспитания.

Система работы строится по принципу взаимодействия, обеспечивающего сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля и детей на занятиях или в свободной игре, когда «особые» дети и «обычно развивающиеся» становится равными партнерами.

Модель нашего опыта работы

Этапы работы над проектом

«Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Этапы работы Содержание деятельности

на этапе

I этап - подготовительный Анализ сложившейся ситуации в ДОУ по направлению;

Определение и подготовка участников инновационной деятельности (педагоги, родители, дети)

Подготовка нормативных документов,

Разработка модели инклюзивного образовательного пространства ДОУ.

II этап – этап реализации

Создание адаптированной образовательной среды, соответствующей запросам детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства

Проведение педагогической диагностики, построение индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ на основании результатов обследования.

Разработка информационно методического обеспечения реализации проекта;

Разработка системы методической поддержки семей детей с ОВЗ, как воспитывающихся в ДОУ, так и не посещающих его.

III этап – этап подведения итогов Анализ и обобщение опыта ОУ, результатов деятельности

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса;

2. Обеспечение информационно методическим сопровождением семей детей с ОВЗ

3. Толерантное отношения к детям - инвалидам в образовательном сообществе ДОУ, максимальная социализация детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка

Введение в детское сообщество воспитанников с отклонениями в развитии является основной задачей системы коррекционной помощи, а социальная интеграция всегда присутствовала в работе нашего ДОУ и понималась нами как конечная цель специального обучения и воспитания, направленного на включение ребёнка с ОВЗ в жизнь общества.

Используемые интернет ресурсы и литература:

https://www.dislife.ru

https://www.integracia.ru

https://www.open-school.kz

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.- 464с

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1983. С. 332-342.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Доклад на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ» (из опыта работы). Подготовила: Михеева Наталья Александровна, воспитатель.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида в условиях реализации ФГОС Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ. Дети.

Создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями воспитанников.

Организация единого образовательного пространства по приобщению детей к культуре и истории родного края Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.

Организация здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУОрганизация здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ Современное общество построено на компьютерных технологиях, поэтому дети много проводят времени за компьютерами, смартфонами, планшетами,.

Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника на хореографических занятиях в условиях ДОУ Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех.

Создание условий для организации инклюзивного образования в школе Одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный процесс инклюзивного.

Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната Формирование самостоятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из актуальных задач, стоящей перед.

Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Опубликовано: 5 октября 2017 в 11:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем марина никитина (УИ 69927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД