марина никитина
Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
(Опыт работы по инклюзивному воспитанию в ГБДОУ «детский сад» №57 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.)
дефектолог ГБДОУ №57Ляхович В. С.
старший воспитатель ГБДОУ№57 Никитина М. А.
"Из того, как общество относится к инвалидам
делают выводы о том, насколько оно цивилизовано.
И России здесь есть чему учиться"
Президент России В. В. Путин.
Публикация «Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Интегративное» образование предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в общеобразовательном детском саду. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение «особых» и «нормальных» детей, в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса.
«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта система учитывает потребности всех детей, не только с проблемами в развитии, но и обычно развивающихся детей. Система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, часто используются новые подходы к обучению и воспитанию, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
На наш взгляд, данные особенности определения инклюзии связаны с тем, что это процесс, требующий индивидуального подхода к каждой конкретной группе. Процесс ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.
Еще в 30-ые годы Лев Семенович Выготский говорил об идее инклюзивного обучения как о педагогической системе, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития и обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
Увидеть различия между понятиями «интеграция» и «инклюзия» можно в следующей таблице:
Интеграция Инклюзия
Внимание направлено на проблемы «особых» детей Внимание направлено на всех детей детского сада
Необходимое требование - изменение ребенка с проблемами в развитии Необходимое требование - изменение всех участников образовательного процесса
Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями Преимущества получают все дети
В 1983 году детский сад № 57 открылся как дошкольное образовательное учреждение, в 1993г, на основании распоряжения Комитета по Образованию - было открыто 2 группы «Особый Ребенок», на данный момент, функционирует – 1 группа для детей со сложными дефектами.
С 2002г. в учреждении ведется работа по интегрированному воспитанию детей с ОВЗ.
В ходе работы нам стало очевидно, что совместное воспитание детей с особенностями развития и возрастной нормы оказывает одинаково благотворное влияние и на тех и на других.
Опыт, который до сих пор осуществлялся в саду, до недавнего времени, мы называли опытом интеграции. И вот появился новый термин — инклюзия. Изучив принципы инклюзивного подхода, мы поняли, что делаем первые шаги в сторону инклюзивного воспитания.
Система работы строится по принципу взаимодействия, обеспечивающего сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля и детей на занятиях или в свободной игре, когда «особые» дети и «обычно развивающиеся» становится равными партнерами.
Модель нашего опыта работы
Этапы работы над проектом
«Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
Этапы работы Содержание деятельности
на этапе
I этап - подготовительный Анализ сложившейся ситуации в ДОУ по направлению;
Определение и подготовка участников инновационной деятельности (педагоги, родители, дети)
Подготовка нормативных документов,
Разработка модели инклюзивного образовательного пространства ДОУ.
II этап – этап реализации
Создание адаптированной образовательной среды, соответствующей запросам детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства
Проведение педагогической диагностики, построение индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ на основании результатов обследования.
Разработка информационно методического обеспечения реализации проекта;
Разработка системы методической поддержки семей детей с ОВЗ, как воспитывающихся в ДОУ, так и не посещающих его.
III этап – этап подведения итогов Анализ и обобщение опыта ОУ, результатов деятельности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса;
2. Обеспечение информационно методическим сопровождением семей детей с ОВЗ
3. Толерантное отношения к детям - инвалидам в образовательном сообществе ДОУ, максимальная социализация детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка
Введение в детское сообщество воспитанников с отклонениями в развитии является основной задачей системы коррекционной помощи, а социальная интеграция всегда присутствовала в работе нашего ДОУ и понималась нами как конечная цель специального обучения и воспитания, направленного на включение ребёнка с ОВЗ в жизнь общества.
Используемые интернет ресурсы и литература:
https://www.dislife.ru
https://www.integracia.ru
https://www.open-school.kz
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.- 464с
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1983. С. 332-342.