Валентина Логиновна Заречная
Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
Коррекционно-развивающая среда детского сада - это совокупность
условий, которые оказывают прямое или косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего развития.
Публикация «Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Непременным условием построения коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения, является реализация идей развивающего обучения и опора на личностно - ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребёнком. Взрослые дошкольного учреждения придерживаются правила: «не рядом», не «над», а «вместе!». Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребёнка, основанное на способности взрослых встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Взгляд на ребёнка - как на полноправного партнёра.
Коррекционно-развивающая среда это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребёнку с нарушением зрения на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Среда решает задачи по коррекции зрения с тем, чтобы обеспечить детям достаточно полный контакт с окружающим миром. Среда включает как известные для ребёнка занятия, так и направляет внимание ребёнка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.
Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.
Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, мы определили для себя задачу через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания.
Одним из общих правил организации среды является критерий её доступности для ребенка. При конструировании предметно развивающей среды важно учитывать возраст, зрительный диагноз ребенка, уровень развития каждого ребёнка, период обучения, сезонность, половой состав групп, интересы, способности и склонности всех воспитанников. В детском саду для детей с нарушением зрения создание предметно-пространственной развивающей среды приобретает особое значение. Она должна представлять собой хорошо оборудованные пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Основной учебной задачей в этом учебном году является развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения. Задача педагогов нашего детского сада состоит в том, чтобы разнообразить коррекционно-развивающую среду по цветовосприятию, которая поможет глубже познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научит ими пользоваться.
Эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения её специальным оборудованием, дидактическим материалом, содержанием работы с коррекционно-компенсаторной направленностью на конкретный запрос детей. Создавая её, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной эстетичной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Раздевалка. Здесь дети проводят значительную часть своего времени и с родителями, и с воспитателями. Это информативная зона, поэтому мы постарались сделать ярче, наряднее. Есть папка- передвижка со статьями. Родители часто читают эти статьи и используют полезные советы в воспитании своих детей. В раздевалке также расположен стенд, на котором оформляются выставки работ детей, сделанных на занятиях и свободное время.
Хотелось бы, конечно, пересмотреть и изменить оформление группы и игровых зон, используя разнообразные цветовые тона в их
оформлении. Дизайн групповой комнаты, кабинета должен соответствовать зрительному комфорту зрения ребенка. Цвет стен предпочтителен средней светлоты и насыщенности. Психологи рекомендуют использовать специальные характеристики, указывающие на влияние цвета на эмоции человека: оранжевый - радость; красный - восторг; желтый - приятное; зеленое - покой; голубой - грусть; синий - тревога; фиолетовый - подавленность (цвет обоев в компьютерном классе). Нельзя недооценивать сочетаемость сочетание цветов при создании интерьера. Например, красный рядом с синим, дает оттенок фиолетовый, с желтым - оранжевый, с зеленым - оттенки коричневого, синий с желтым - зеленый и т. д.
В группах должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Оформляя коррекционную среду по цветовосприятию, педагоги тщательно продумывали, где повесить картину, лабиринты, эстампы, куда поставить вазу с цветами. Для безопасного передвижения по детскому саду, на каждой двери имеются разноцветные символы, что очень важно для наших детей.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие зрительного восприятия и цветовосприятия. Игровой и дидактический материал меняется и пополняется в коррекционном уголке ежемесячно.
Педагоги постарались создать условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т. д. Приобретено разнообразное количество игр и дидактических пособий, иллюстративный материал, оформленный с учетом специальных требований к наглядности, поддерживающий интерес ребенка к данному виду деятельности, побуждающий к выполнению заданий, стимулирующего детей к самовыражению. Игрушки, строительный материал, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, наборы для показа
кукольного театра, дидактический материал для различных видов деятельности размещены доступно для детей.
Дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, костюмы, украшения для инсценировки любимой сказки. Создавая среду по цветовосприятию, педагогами учитывался период обучения, сезонность. Так, осенью группы украшались осенними листьями, букетами осенних цветов, изготавливались гербарии; зимой снежинками на окнах, украшенная елка с разноцветными шарами и игрушками - гирляндами.
Дети любят рисовать - в группе для таких детей есть мольберт, листы бумаги разного формата, мелки, краски фломастеры, кисточки; дети имеют возможность рисовать не только сидя, но и стоя.
Для читающих детей подобраны яркие, красочные книги с крупным рисунком, шрифтом и простым текстом.
Учитывая поло ролевые особенности детей, педагоги предусматривают специфические средства развития для мальчиков и для девочек. В вечернее время мальчики сооружают постройки из пластмассового конструктора, детали которого яркие, красочные, они также помогают детям в закреплении знаний о цвете. Девочки наряжают кукол в яркие платья, пользуются разноцветной посудой. Все это радует детей, поднимает настроение и желание играть. Учитывая индивидуальные особенности детей в восприятии цвета, необходимо продолжать создать условия компенсирующие недостать цветовосприятия.
На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Зона ТСО находится в отдельном кабинете. Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги, теперь видны на экране монитора. Дети закрепляют знания о цвете предметов, их величине. Учатся считать, знакомятся с цифрами и буквами. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Мы стараемся подбирать задания в соответствии с тематикой среды, живущих в ней “сказочных персонажей” и потребностей детей. Использование компьютера помогает развивать цветовосприятие у детей, внимание, память, благотворно влияет на формирование личности, способствует эмоциональному комфорту, что важно для развития ребенка.
Пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания детей дошкольного возраста с проблемами со зрением, требуют особой красочности игрушек и наглядности в уголках,
простоты и одновременно выразительности их форм, четкого понимания предназначения того или иного. Цвет - это яркая сторона детства!
Материал есть, но его недостаточно, чтобы обеспечить возможность одновременного участия всех детей в играх, да и разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Развивающую среду создают сами педагоги, своими руками. В свободное время они рисуют, клеят, придумывают интересные по замыслу игры, пособия. В группах можно увидеть пособия, сделанные руками педагогов: «Цветочная поляна», ковролин, игры «Уникуб», «Сложи узор», «Сложи квадрат» по Никитину, с которыми дети с удовольствием играют в свободное время (Получая части квадрата и задание «Сложи квадрат», малыш выполняет несколько видов работ: необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цвета. Таким образом происходит тренировка в развитии цветоощущения). На стенах и потолке педагоги разместили офтальмотренажеры, которые используются для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия, а также развития цветовосприятия. Объемные пособия привлекают внимание не только детей, но и взрослых. Лабиринты, развивающие сопряженную работу рук и глаз, «Цветной коврик с прищепками» из разноцветных лент, помогающий детям закреплять знания о цвете и его оттенках, развивающий моторику пальцев рук; пособие «Времена года», с помощью которого дети знакомятся с характерными признаками каждого сезона, её цветовой гаммой, «Лого куб», кольца Луллия, всевозможные шнуровки, застежки, кольцеброс, пособие "Спиральки". В уголках специально подготовлены игры для развития цветовосприятия: дидактические игры: «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару», «Стрелоплан», дидактическая игра «Ловись рыбка, «Собери гусеничку», и др.
Игры с мозаикой: «Курочка и цыплята», «Домики и флажки», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык», «Ёлочки и грибочки».
Шаробросы и вкладыши: «Подбери мяч по цвету отверстия», «Подбери по цвету фигуру и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Спрячь все синие ИГРУШКИ В ДОМИК»
Игры с куклами: «Подбери брюки к курточке», «Подари куклам платочки», «Подари куклам шарфики», «Подари куклам бантики», «Магазин».
Коррекционные игры (по Л. Григорьевой) : «Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета, «Построй ряд» (по эталону цвета, «Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета- оппоненты, «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом», «Найди свой цвет», «Найди и принеси предмет заданного цвета», «Бегите ко мне», «Летите голуби», «Возьми флажок»,
«Бегите к флажку», «Найди флажок», «Мяч в ворота», «Кто увидит первый», «Собираем шарики», «Цветные автомобили».
Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы 4-х основных цветов (настольные); пластмассовый строитель 4-х основных цветов (настольный); напольный строитель.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре-важнейшему виду детской деятельности.