Елена Мамедова
Создание музейно-образовательного пространства в ДОУ как средство социализации старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЕ МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Мамедова Е. В., воспитатель
Ковалева Л. А., воспитатель,
Гребенчук Т. В., учитель-логопед,
Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста – процесс, в течение которого ребёнок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ведь детство – уникальный, самоценный период становления личности. Оно имеет ярко выраженную специфику возрастного развития, это период, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.
Публикация «Создание музейно-образовательного пространства в ДОУ как средство социализации старшего дошкольника» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В рамках реализации ФГОС ДО предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Любой стандарт предполагает какой-либо результат. То есть, если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что-то изменит в системе воспитания, и мы получим тот или иной планируемый результат. Таким результатом, подчеркивают разработчики ФГОС ДО, должна стать социализация детей. Не образовательный результат, а именно формирование у ребёнка жизненно важных базовых ценностей культуры мира. Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (потребность в любознательности, познании мира, желание и потребность в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения)
Для современной образовательной политики России особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев и музейной педагогики.
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Наш детский сад с 2007 года сотрудничает с музеями города Иркутска, с которыми заключались договоры о сотрудничестве, и разрабатывался план совместных мероприятий. Регулярно воспитанники ДОУ ездили на экскурсии в музеи города. В соответствии с планом, сотрудники музеев проводили музейные занятия и «Экскурсии в чемодане» на базе детского сада. Перед каждой экскурсией или музейным занятием, с сотрудниками музеев обсуждалась программа предстоящего мероприятия, вносились коррективы с учётом возраста и психологических особенностей детей.
В процессе этой работы был разработан цикл мероприятий для детей дошкольного возраста, который успешно использовался музеями в работе с
детскими садами г. Иркутска. Накопленный опыт вылился в адаптационные программы: «Музейная педагогика в образовательном пространстве ДОУ»; «С чего начинается Родина….», которые знакомят детей с историей родного города и края, коренными жителями, традициями, особенностями животного и растительного мира Прибайкалья.
В современных условиях существует проблема с организацией посещения музеев. Эту проблему решает создание мини – музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства. Но, в условиях детского сада создание экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду называют «мини - музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции и определённую ограниченность тематики.
Для создания мини-музеев мы используем метод проектов, который делает образовательную систему ДОУ открытой и доступной для активного участия родителей и тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
С 2008 года в нашем ДОУ разрабатываются и реализуются совместные образовательные проекты, основное предназначение которых – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.
Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Нами было разработано много проектов, один из наиболее успешных, в котором принимали активное участие родители воспитанников – проект «Как появилась книга». Об этом проекте мы расскажем более подробно.
На подготовительном этапе проводилась предварительная работа: постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; поисковая работа по подбору литературного и иллюстративного материала; организация развивающей среды в группе. Совместно с родителями и детьми мы подбирали иллюстративный материал о происхождении письменности, бумаги, готовили презентации.
Основной этап (деятельностный, включал в себя:
чтение художественной литературы
беседы;
экскурсии;
встречи с писателями и поэтами, работниками библиотеки им. Пушкина;
выставки и экспозиции детского творчества;
театрализованную деятельность;
творческие вечера и викторины;
оформление альбомов и изготовление книг и т. п.
На этом этапе мы рассматривали папирус, бересту, пергамент, пробовали писать на глиняных (пластилиновых) дощечках, писать перьями. Читали о первых печатных станках, о Кирилле и Мефодии. Но особенно детям запомнилась поездка на типографию, где они увидели весь процесс изготовления книги.
Особое место отводилось встречам с писателями и поэтами и творческим вечерам: встреча с Владимиром Скифом, с писателем Семёном Устиновым.
Заключительный или завершающий этап - презентация продуктов проекта.
Следует разделить результаты проектной деятельности участников. Продуктами проектной деятельности детей являлись их собственные работы (сочинения, найденные способы выполнения практических и игровых заданий, составленные или решенные кроссворды, маршруты, детские газеты, иллюстрированные рассказы; книжки-малышки с детским творчеством, оформленные с помощью родителей и педагогов; и многое другое). Совместно с детьми и родителями нами были созданы проектные папки; лэпбук: «Музеи г. Иркутска»; макеты; костюмы; учебные и иллюстративные пособия; мультимедийные презентации; литературные отчеты исследователя; фильм-презентация и др. и конечно же мини-музей книги, экспонатами которого стали книги, изготовленные руками детей и родителей, необычные книги, собранные совместно.
Почти каждый большой проект завершается созданием мини-музея. Продуктом проекта «История письменности» стал «мини-музей Ручки».
В результате проекта «Одежда» были созданы два мини-музея : «мини-музей Варежки» и «мини-музей Пуговицы», идею которого подсказали дети.
В процессе проектной деятельности были созданы мини-музеи : кукол, ракушки, хлеба, Пасхи, «Иркутск старинный» и др.
Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Дети становятся, более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои, хотя и маленькие, но уже результаты.
Литература
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7
4. Пантелеева, Л. В. Музей и дети [Текст] / Л. В. Пантелеева. – М. : Карапуз, 2000. – 287с.
5. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
7. Юхневич, М. Ю. Ребёнок в музее : новые векторы детского музейного движения [Текст] / М. Ю. Юхневич. – М. : Академич. проект; РИК, 2006. – 176с.