Дарья Коньшина
Стажёрская площадка как средство социализации обучающихся
Тема: Стажёрская площадка как средство социализации обучающихся
В настоящее время педагогической общественностью обсуждается развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования на всех его уровнях. Инновационные преобразования приобретают системный характер, а, следовательно, идут на поиски новых форм трансляции лучшего педагогического опыта.
Публикация «Стажёрская площадка как средство социализации обучающихся» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Педагогический опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ. В настоящее время поставлены задачи создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования на всех его уровнях. Стажировочные площадки – это инновационная форма трансляции педагогического опыта. По мнению К. Ю. Белой, к п н, «Создание стажировочных площадок – это еще один путь поиска методической поддержки педагогов, позволяющих сделать эту поддержку более эффективной и адресной».
Основными задачами стажировочной площадки являются :
• распространение управленческих и образовательных практик в сфере дошкольного образования;
• совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогов ДОУ,
Стажировочные площадки планируют работу на один учебный год, с включением разных форм работы со стажерами. В плане отражается целостное представление содержания инновационного опыта, методические и организационные подходы к решению проблем по данному направлению.
Стажерская площадка, созданная на базе МБДОУ №6 «Светлячок» г. Гаджиево, это – форма взаимодействия образовательных учреждений, представляющая собой специально организованную деятельность по передаче информации о специфике работы специалистов дошкольного образования учащимся, проявляющим интерес к педагогической работе в дошкольном учреждении. Стажёрская площадка направлена на то, чтобы помочь субъекту взаимодействия (школьнику) познать самого себя, уловить свою уникальность и неповторимость, реализовать собственную индивидуальность, построить присущую исключительно ему одному траекторию жизненного пути, и в соответствии с этим, неповторимую траекторию образования. Одна из особенностей педагогической поддержки заключается в том, что она не поддается алгоритмизации и технологическим описаниям.
Цель деятельности стажёрской площадки – создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников и установление партнёрских отношений школа – детский сад.
Задачи деятельности стажёрской площадки
• Познакомить учащихся с содержанием и характером труда работников ДОУ;
• Развить и укрепить интерес к будущей профессии;
• Оказать помощь в профессиональном самоопределении учащихся;
• Создать основы педагогического сотрудничества
Стажерская площадка, созданная на базе нашего сада, решает следующие вопросы:
1. Осознанный выбор профессии старшеклассниками, как основа их успешной социализации.
2. Организация взаимодействия между обучающимися разного возраста на основе принципа вертикальной педагогики как залог успешной социализации дошкольника в период вхождения в школьную жизнь.
3. Формирование умений взаимодействовать в команде на основе общности целей и задач как средство успешной социализации в обществе.
Почему именно эти вопросы были поставлены? Как стажерская площадка может помочь их решить? Давайте попробуем разобраться.
Итак, вопрос первый.
Думаю, вы согласитесь со мной в том, что чем более осознанно будет сделан выбор профессии, тем успешнее будет человек в обществе. Зачастую, старшеклассники имеют поверхностное представление о выбираемой профессии. Это приводит к тому, что образование, полученное в учебном заведении, остаётся невостребованным. А молодой человек вынужден снова искать своё место в обществе. Стажёрская площадка позволяет окунуться в педагогическую профессию, увидеть её плюсы и минусы и честно признаться в себе в том, станет ли она для юноши или девушки делом его жизни.
Именно радость от выбранного дела - есть важная составляющая внутренней гармонии человека.
Рассмотрим второй вопрос.
Маленький человек входит в школьную жизнь. Какие чувства его одолевают? Несомненно, радость от чего-то нового, но и тревога конечно же.
Новый мир неизвестен для него. Его окружает множество детей, которые гораздо старше, со своими интересами и характером. Потеряется ли ребёнок в этом незнакомом мире? Кого он будет видеть в старшеклассниках? Партнёра, друга или недоброжелателя? Как показал опыт работы стажёрской площадки, данная форма позволяет сломить барьер недоверия, наладить коммуникацию между большим и маленьким человеком. Такой дошкольник, попадая в условия школы, не стесняется попросить помощи у более старшего, наладить общение, а, следовательно, адаптация к школьной жизни проходит в более короткий промежуток времени. Школа уже не пугает будущего первоклассника, потому что он видит в ней возможность завязать новые, интересные знакомства.
И, наконец, третий вопрос.
Умение работать в команде - есть основа успешной социализации для любой личности. То, насколько человек может принимать решение других, отстаивать свою точку зрения, а самое главное – находить компромисс и консенсус, залог того, насколько он будет принимаем в обществе.
Стажёрская площадка ставит обучающихся в ситуацию необходимости выстраивания работы в команде. Это, несомненно, значимый опыт для всех участников стажёрской площадки : дошкольников, старшеклассников, воспитателей.
Остановимся о механизме организации и функционирования стажёрской площадки на примере прошлого учебного года.
В 2015 – 2016 учебном году старшая группа «Жемчужинка» принимала участие в данном проекте, совместно с учениками 10 и 11 классов общеобразовательной школы. Ребята проходили стажировку согласно индивидуальной программе, которая была составлена на основе календарно – тематического планирования 2015 – 2016 года и годовым планом старшей группы.
Темы в индивидуальной программе стажировки были представлены по всем образовательным областям, и определены сроки их реализации:
№
п/п Содержание этапа работы Сроки выполнения
1 Знакомство с детьми: дидактическая игра «Давайте познакомимся».
Организация и проведение малоподвижных и подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей: «Мышеловка», «Хитрая лиса».
Коллективное творчество совместно с детьми «Осень в гости к нам пришла».
Организация и проведение прогулки с соблюдением всех структурных компонентов согласно возрастным особенностям детей. 24-31 октября
2 Показ презентации или видеофильма о городе Гаджиево.
Организация и проведение прогулки с соблюдением всех структурных компонентов согласно возрастным особенностям детей. 1- 11 ноября
3 Помощь в организации и проведении экскурсии к памятнику «Погибших подводников».
Театрализованное представление: «Репка» (по сюжету русской народной сказки).
Викторина «Наша Родина - Россия!». 14-30 ноября
4 Организация и проведение прогулки с соблюдением всех структурных компонентов согласно возрастным особенностям детей.
Совместное изготовление новогодних украшений для группы.
Беседы и рассказы о профессиональных действиях, обязанностях, специальностях о сфере деятельности врачей (лор, окулист, травматолог, стоматолог и т. д.) 1-16 декабря
5 Подготовка и участие в новогоднем утреннике.
Чтение художественных произведений о зиме.
Досуг об обычаях и традициях встречи Нового года в разных странах мира.
Посещение библиотеки «Читалочка» совместно с детьми 19-30 декабря
6 Вечер «Колядок».
Помощь в постройке снежных фигур.
Организация и проведение прогулки с соблюдением всех структурных компонентов согласно возрастным особенностям детей. 09-31 января
7 Спортивное развлечение «Веселые старты», посвященное Дню Защитника Отечества.
Коллективное творчество совместно с детьми «Мой папа самый лучший».
Викторина «Спорт - здоровье, спорт - игра, гип - гип, ура!» 1-28 февраля
8 Помощь в подготовке и участие в празднике «8 марта».
Презентация о русских народных традициях. Совместное изготовление чучела «Масленицы».
Приуроченный к празднику «Всемирный день писателя» рассказ о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.
Посещение библиотеки «Читалочка» совместно с детьми. 1-31 марта
9 Развлечение «День смеха».
Коллективное творчество «Мои друзья».
Презентация или видеофильм «День Космонавтики».
Организация и проведение прогулки с соблюдением всех структурных компонентов согласно возрастным особенностям детей.
Творческая мастерская с использованием техники «Оригами» на тему «Птицы». 3-28 апреля
10 Тематический досуг «День Победы».
Просмотр презентации «Город – герой Мурманск».
Посещение библиотеки «Читалочка» совместно с детьми.
Организация и проведение прогулки с соблюдением всех структурных компонентов согласно возрастным особенностям детей.
Организация и проведение спортивного развлечения на улице «Весёлые старты». 10-25 мая
Следует отметить, что данное планирование является дополнением к годовому плану учреждения, а есть его составляющая, т. е. не несет дополни тельной нагрузки на воспитателя в части запланированных мероприятий.
К концу года удалось подвести итоги стажёрской площадки :
• Положительные отзывы детей и родителей о стажировке школьников
• Нацеленность дошкольников на совместную деятельность со старшеклассниками, ожидание встречи с ними (в том числе и в стенах школы).
• Поступление одного из школьников (мальчика) в педагогический колледж на дошкольное отделение.
• Дальнейшая ориентировка на профессию «педагог дошкольного образовательного учреждения» у одного из стажёров.
В 2016 – 2017 учебном году работа стажёрской площадки была продолжена. Отвечая на вопрос: «Всё ли просто складывается сегодня?», - я отвечу: «Конечно, нет». Трудности есть. Не будем забывать, что современный старшеклассник загружен элективными курсами, работой с репетиторами и заточен на успешную сдачу ЕГЭ и поступление в престижный ВУЗ. Должны ли мы отказаться от начатой работы? Думаю, нет. Ведь даже если один из трёх старшеклассников, участников стажёрской площадки, определится с выбором профессии – это будет успех. Отрицательные решения, это тоже решения, поскольку в педагогике не должно быть случайных людей, а молодой человек или девушка не должен стать заложником неправильного выбора.
Что дала мне «Стажёрская площадка»? Это, прежде всего, опыт выстраивания взаимодействия с обучающимися старших классов, умение выстраивать работу на перспективу, возможность передачи своего личного опыта, несмотря на то, что я молодой педагог.
Мне кажется, работа в стажёрской площадке даёт прекрасную возможность для раскрытия потенциала молодого педагога. Я желаю другим своим коллегам не бояться работать со старшеклассниками и активно принимать участие в инновационным проектах различного уровня.
Все фотоматериалы я предлагаю посмотреть в презентации.
Данная тема была представлена на муниципальной научно – практической конференции молодых педагогов «Педагогическая премьера 2016». Сертификат участника прилагается.